Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ

Акуша

Название «Акуша», по преданию, произошло от слов «аку» — высокий и «ши» — место, селение. По бутринскому преданию, некогда в Бутри жил талкан (князь) с четырьмя братьями. Эти пятеро никак не могли ужиться с бутринцами, постоянно ущемляли их во всем. Наконец бутринцы не вытерпели и изгнали братьев из аула. Аку бежал и поселился на территории нынешнего селения Акуша (село Аку). Сюда стали приходить люди и из других мест.

Первые поселенцы образовали магалы села, сохранившиеся доныне: Карта, Дайши, Панжук, Кадни.

Первые три объединялись общим названием «дарги», а Кадни стояла особняком. Существует и речка Дарги-Херк, весьма бурная в периоды дождей. Таким образом, термин «дарги», ставший впоследствии этнонимом, обильно представлен в местной топонимике.

Хотя еще в начале XIX века все даргинцы называли себя акушинцами, слово «дарго» достаточно древнее. Первоначально оно, по-видимому, употреблялось как собирательное название пяти самостоятельных даргинских земель: Акуша-Дарго, Удми-Дарго, Каба-Дарго, Хамри-Дарго, Вуркун-Дарго. Следует упомянуть шестую из этих земель — Сиргу (Сирху), которая не носила названия «Дарго», хотя население ее составляли даргинцы, Термин «Дарго», присоединявшийся к названиям большинства даргинских земель, по-видимому, свидетельствует о былом политическом единстве населения этой территории, осознававшемся его жителями, и заставляет считать разделение их на самостоятельные земли позднейшим явлением. Жителей Акуша-Дарго их соседи кумыки называли «даргилярами». От них это название перешло в русский язык — «даргинцы».

Самым ярким выражением общности акуша-даргинских хIуреба были собрания представителей всех селений данной земли, происходившие в местности ЦахIна-бикла-дирка в трех-четырех километрах от с. Акуша, рядом с с. Бургимакмахи. По преданию, представители Акуша-Дарго, а также некоторых прилегающих сел Кзба-Дарго заполняли равнину, а на холме восседал акушинский кадий. При таком стечении народа на этой равнине открывались прения и тут же принимались решения, касающиеся внутренних отношений даргинских обществ и внешнеполитических акций.

Опираясь на мощь Акуша-Дарго и его лидирующее место среди остальных земель, кадий стал оказывать весьма существенное влияние на политическую жизнь всех даргинских земель.

Власть кадия, опиравшегося на шариат, по существу своему была теократической. В этом, видимо, одна из причин того, что религия в свое время имела в с. Акуша исключительно глубокие корни.

Живые традиции исключительной власти акушинского кадия долго продолжали жить в этом селении. Хотя политическая власть кадия после подавления движения Шамиля была в Акуше упразднена.

Алак

Высокогорное селение Ботлихского района Дагестана, которое расположено на склоне Алакского хребта. Климат умеренный, земля богата лесами, а на берегу Андийского Койсу – садами. Предполагают его возникновение приблизительно на рубеже XIX-XXв. Есть легенда о происхождении названия села Алак: по преданию стариков, сюда прибыли два брата: кровники – Халил и Али из Хунзахского района. Халил остался там, где сейчас расположено селение Хелетури. Али поднялся еще выше и предпочел безопасным и выгодным жить в месте, где расположено село Алак. Вышеназванные Али и его брат Халил, пришельцы из Хунзаха, были мусульманами из рода «ХIаштIих» – это древний хунзахский род. Представитель этого рода Хаштихил Иса был предводителем войск при Уммахане. Село Алак и Хелетури входили в Каратинское общество. Сохранилось предание о совместной борьбе против Хунзахского Ибрагимхана во второй половине XV века. Когда соседние села Ботлих, Шодрода и другие платили дань хунзахским ханам, Каратинское общество не платило дань никому – это значит, оно было сильным и самостоятельным обществом. Население селения Алак в прошлом жило обособленно. Подход к селению был возможен только с двух сторон, что служило естественным барьером. Такое расположение защищало от нападения врагов.

Также, как и многие горцы XVIII-XIX вв., алакцы совершали набеги на Грузию с целью добычи и захвата пленников. Пленников заставляли принимать ислам и превращали в рабов (лагов).

В основном хозяйство было натуральным. Алак был вдали от торговых путей. Но были в селе торговцы, которые ходили в Грозный за керосином и ввозили на ослах в Цунтинский район и обменивали на зерно. Основным занятием жителей в прошлом было животноводство. Основным занятием женщин села было ткачество. Они ткали сугъур из шерсти. Из сугъура шили одежду. Ткали также и паласы. Они были разноцветными и красивыми.

Земледелие было слабо развито. Жители не умели выращивать ячмень, картофель, лен и другие культуры. Чтобы прокормить семью, постоянно приходилось оправляться в Чечню для товарообмена.

В апреле 1944 года алакцев переселили в Чечено-Ингушетию. До 1958 года они жили там, в с. Махкита Веденского района. Беспокойной была жизнь алакцев. В 1958 году алакцы вернулись в родное село. Картина села была невеселая, оно было разрушено. Заново пришлось строить все: и дома, и сараи, и хлева.

За короткий срок восстановили село, колхоз прославился не только в районе, но и в республике.

Аликент

Село в Сулейман-Стальском районе Дагестана образовалось из нескольких небольших аулов. Как гласит легенда, были четыре брата: Али, Саид, Касум и Мисрихан. Они построили недалеко друг от друга дома, на месте которых возникли села Аликент, Саидкент, Касумкент и Мисриханхюр.

Аликент стал непосредственным свидетелем походов хромого Тимура, Надиршаха и других завоевателей на Дагестан. Возле села расположено очень старое кладбище с надгробными камнями, на которых были обнаружены надписи с использованием албанского алфавита.

Аликент был известен великолепными мастерами по изготовлению папах, кузнецами, сельхозорудий, бытовой утвари.

В 1937-1938 годах жители села переселились на низменную часть своей территории и построили новое село на горке у пересечения двух рек – Курахчай (КурахвацI) и Рычал (ЦмурвацI).

В 1886 году в селе насчитывалось 124 домов, численность населения составляла 783 человека, 334 мужчины и 449 женщин

Алкадар

Свое название село Сулейман-Стальского района Дагестана получило приблизительно в X веке. Его развалины отчетливо замечаются на 6 урочищах на площади 30 гектаров, что дает основание предполагать, что оно неоднократно разрушалось внешними силами и отстраивалось сельчанами уже на новом месте.

В 1839 году алкадарец Абдуллах-эфенди основал здесь медресе, которую в 1865 году его сын Гасан эфенди преобразовал в одну из первых в Дагестане светских школ. Гордость села династия Алкадарских.

Алкадарец Абдуллах-эфенди женился на дочери шейха Магомеда Ярагского. У них были сыновья: Гасан, Гусейн и Магомед. Благодаря старшему сыну Гасану село стало известно миру. Гасан-эфенди – известный в Дагестане поэт, писатель, философ, историограф, педагог, автор труда «Асари-Дагестан».

Старший сын Гасана Абумуслим – выпускник Петербургского военного училища, служил поручиком в личной охране царя Николая II, впоследствии наиб Табасарана. Младший сын Гасана Али – закончил два факультета петербургского университета. Стал известным юристом, перевел на русский язык «Асари-Дагестан».

В 500 метрах к югу от Алкадара, на правом берегу реки Чираг-чай, находится поселение «Старый Алкадар». На западной окраине этого поселения находится архитектурный памятник Пир-святилище. Еще один такой памятник находится в западной части поселения «Старый Алкадар», который зовется «Пиром перед домом Рамазана». В восточной части поселения находится кладбище, в центральной части которого стоит усыпальница Гасана-эфенди Алкадарского (умер в 1910 г.) и его жены Салихат.

Село Алкадар является административным центром Сулейман-Стальского района.

В 1886 году в селе насчитывалось 65 домов, численность населения составляла 368 человек: 206 мужчин и 162 женщины. В настоящее время в селе 325 хозяйств с населением 982 человека.