В последнее время многие известные политологи, представители партии и общественных движений, эксперты громко и публично заявляют о необходимости обновления и совершенствования политической системы в стране. Высказываются самые разные мнения о том, как устроить власть, как проводить честные и объективные выборы, как создать четкую и эффективную систему кадровой политики на всех уровнях По утверждению директора института социологии РАН Михаила Горшкова, все эти актуальные вопросы напрямую связаны с тем, что неудовлетворительно работает демократия. С точки зрения наших соотечественников демократия – это прежде всего работающая система, ориентированная на идею общего блага, эффективность которой определяется степенью влияния демократических институтов на политику властей, динамикой уровня и качества жизни, социальной защищенностью граждан, масштабами борьбы с коррупцией, реальным обеспечением личных и коллективных прав и свобод.
Идеалом политической системы и руководители страны, и многие независимые эксперты считают такую ситуацию, при которой слышен голос явного меньшинства и даже одного человека.
По утверждению ряда ученых, социально-экономические и политические отношения, реализованные за последние 20 лет, сформировали существенные дисбалансы в обществе. Так, современная жизнь дагестанского общества характеризуется процессами социального расслоения общества, которая является одним из катализаторов протестной активности.
Как отмечают эксперты, на данном этапе развития общества правящему режиму все труднее становится обеспечивать диалог ценностей социального равенства, социальной справедливости. Противоречия в обществе связаны в какой-то степени и с кризисом доверия основной массы населения к власти: считают, что институты власти недостаточно эффективны в удовлетворении их социальных ожиданий.
По мнению Президента РФ В.Путина, российские граждане должны получить возможность обсуждать не только достоинства и недостатки политиков, что само по себе неплохо, а именно содержание политики, те программы, которые намерены осуществлять те или иные политические деятели, вызовы и задачи, которые должны быть в центре внимания этих программ. Как мы сможем улучшить нашу жизнь, сделать более справедливым общественное устройство? Какой вектор экономического и социального развития предпочтем?
Нужен широкий диалог о будущем, о приоритетах, о долгосрочном выборе национального развития и перспектив.
Отражает ли интересы демократия большинства?
По словам известного дагестанского философа, профессора Мухтара Яхьяева, в контексте общих задач модернизации современной политической системы ключевой остается проблема дальнейшей демократизации политического процесса и избирательной системы с тем, чтобы народ, рядовой избиратель получил больше реальных возможностей влиять на политику правительства. Очень важной является также проблема сокращения необоснованных властных привилегий чиновников разного уровня и злоупотреблений властью. Еще одно направление политической модернизации – развитие гласности и прозрачности деятельности власти для рядовых граждан.
В интересах дальнейшей демократизации политической системы следует качественно повысить ответственность политиков перед гражданами и для этого ввести норму обязательной регулярной прямой отчетности выборных народных представителей перед избирателями, причем с правом избирателей отстранить своего представителя от выборной должности в любое время решением большинства.
Анализ ситуации показывает, что в Дагестане процессы демократизации, федерализации имеют особую специфику.
По утверждению доктора политических наук, профессора Абдуллы Магомедова, демократизация и реформирование общества преподнесли нам целый спектр неожиданно возникших непредвиденных новаций, ситуаций, факторов: в обществе начал преобладать частный интерес. Наступило время не только приватизации собственности, но и приватизации власти. Разросшаяся бюрократическая структура обрела возможность извлечения дохода в силу своей причастности к собственности. Отсюда огромные масштабы коррупции. Идет процесс смены элиты. Не только отдельные люди, но и государственные структуры, политика уходят в частную жизнь. Руководитель акционерного завода, глава администрации города или района, министр, депутат парламента, чиновник – все самоотделяются от общества, не стесняются использовать социальное положение в личных целях.
Утрачены духовные ценности, продолжает снижаться уровень образования, загрязняется окружающая среда, меняется мораль. Целые наиболее образованные и, следовательно, влиятельные в духовном отношении группы населения оказываются позади в гонке приобретательства.
Местное самоуправление – важнейший элемент демократического государства
Основополагающим институтом демократической политической системы общества, обеспечивающим управляемость в местных территориальных образованиях (городских, сельских поселениях), является местное самоуправление. Право граждан самостоятельно, без вмешательства государства, не нарушая его законов, управлять собственными делами местного значения (непосредственным волеизъявлением (референдумы) или через выборных лиц закреплено в Конституциях России и Дагестана. В соответствии с их нормами структура органов власти местного самоуправления создается населением с учетом исторических и иных традиций. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и т.д. Чем внушительнее в общественной жизни представлены эти факторы, тем прочнее укореняются привычки строить свое благополучие без помощи государства. Именно этими факторами определяется роль органов местного самоуправления в системе власти и управления дагестанского общества.
Местное самоуправление является важнейшим элементом любого демократического государства. К сожалению, роль большинства политических партий в работе муниципалитетов пока практически не ощущается. В результате на местном уровне не все партии выполняют функцию общероссийских политических организаций. Группа экспертов-политологов предлагает сделать обязательным использование пропорциональной или смешанной избирательной системы на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек.
По словам Рамазана Абдулатипова, в республике десятилетиями хозяйничали многие люди, накопившие огромное количество денег, которыми можно купить все не только здесь, но и за пределами.
Чтобы построить новый Дагестан, нужны критически мыслящие кадры, думающие не о своей выгоде, а о дагестанских народах и их престиже. Известно, что от умных, безупречно честных руководителей зависит, какой будет наша республика, страна для подрастающих поколений.
Без хорошего рывка в развитии республики и повышения качества жизни дагестанского народа решить проблему преступности и экстремизма одними лишь силовыми мерами не удастся. Нужно развивать экономику, снизить уровень коррупции, провести чистку в органах власти. Причем, на всех ее этажах. В высоких кабинетах и креслах должны сидеть не махровые взяточники и бюрократы, не бандиты, а в первую очередь эффективные менеджеры и современные управленцы, умелые руководители, знающие, в каком направлении развивать экономику района или города. Разве мало таких молодых, но уже опытных и успешных бизнесменов в нашей республике? Их немало. Не только в Дагестане, но и за его пределами.
Сегодня многие наши соотечественники говорят о коррупции, взяточничестве, куначестве, несправедливости в кадровой политике. Главным критерием в подборе и расстановке кадров должен стать профессионализм. Как отмечают эксперты, именно какая-то недовольная часть нашего общества и пополняет ряды «лесных».
Эффективная и справедливая кадровая политика – залог успеха
В мировой практике имеются давно отработанные правила, по которым люди отбираются на руководящую работу. При этом учитываются физические и умственные способности, потенциал человека, знание предмета, которым предстоит руководить, культурный кругозор, чувство социальной справедливости. А в наших дагестанских условиях следует добавить и такую черту характера, как интернационализм.
Выбор кандидатур на должности министерств и ведомств, по мнению ряда независимых экспертов, должен идти не только с учетом их анкетно-биографических данных, сколько на основе оценки их программы действий в зависимости от того, насколько она соответствует потребностям людей.
В условиях нашей республики многонациональный ее состав диктует целесообразность введения принципа назначения министров, руководителей республиканских ведомств, других государственных структур на заранее оговоренный срок – 4-5 лет. После истечения этого срока выдвигать на ту или иную должность лиц обязательно другой национальности.
Без такого порядка назначения кадров нам трудно избавиться от подозрений в клановости, коррупции, привилегий и т.п. Кроме того, при таком подходе через каждый срок будет происходить ротация министров и смена национальностей.
Такой порядок обеспечит, прежде всего, постоянный приток энергичных кадров разных национальностей, которых заранее нужно готовить к определенной должности. Да и специалисты-психологи считают это целесообразней для пользы дела. Тем более, что мировая практика показывает: при фактическом отсутствии политико-экономического плюрализма и системы правовых сдержек любая доминирующая в обществе сила, независимая от исповедуемой ею идеологии, стремится ограничить возможности оппозиции и увековечить свою власть.
При этом необходимо отметить, что в последнее время повышаются, ужесточаются требования к руководителям органов местного самоуправления. Так, по инициативе главы Дагестана Рамазана Абдулатипова введены новые критерии оценки руководителей сел, районов и городов.
Ежегодно главы администраций в присутствии Президента или Председателя Правительства перед активом района будут отчитываться о проделанной работе. Если не будет четких результатов по основным показателям работы, руководитель освобождается от работы.
Человек – главное действующее лицо политической составляющей
На пути развития Дагестана на данном этапе на первое место, по мнению экспертов, вышли гражданское достоинство и справедливость. Именно человек должен стать главным действующим лицом политической составляющей республики. Дагестанцы многие годы терпеливо ждут дальнейшего улучшения качества жизни. И в этом плане представителям органов власти, институтам гражданского общества, всем нашим соотечественникам предстоит напряженная работа во имя дальнейшего развития Дагестана.
По мнению ученых, эффективность власти повышается в том случае, если деятельность людей, наделенных властью, имеет в своей основе конструктивную, научно обоснованную программу управления общественными процессами и соответствующие ей методы. Отсутствие научно разработанных теоретических основ и конструктивной программы реформирования российского общества привело, в конечном счете, к масштабному социальному мифотворчеству. Вместо эффективного управления процессом реформ, учета их социальных последствий властные структуры нередко внедряют в массовое сознание пропагандистские лозунги и мифы. По существу, речь идет о примитивной манипуляции массовым сознанием, осуществляемой посредством подконтрольных властям СМИ.
Это понимают руководители нашей страны. Так, президент РФ Владимир Путин в одном из своих выступлений особо подчеркнул: «Люди должны почувствовать позитивные изменения, и в первую очередь через расширение своих собственных возможностей.
Но двигателем роста должна быть и будет именно инициатива граждан. Мы заведомо проиграем, если будем рассчитывать только на решения чиновников и ограниченный круг крупных инвесторов и госкомпаний. Мы заведомо проигрываем, если будем опираться на пассивную позицию населения.
Так что рост России в предстоящем десятилетии — это расширение пространства свободы для каждого из нас. Благополучие из рук кого-то, благополучие без ответственности за свои решения в 21 веке просто невозможно».
Власть должна, наконец, осознавать, что права человека являются приоритетными по отношению ко всем другим законам. В этом и состоит главная идея современного развития России и Дагестана.
Ильман Алипулатов,
политолог