Проблема истины являет собой ту область человеческих духовных поисков, которая восходит к древним временам, когда человек начал задаваться вопросами бытийного определения своей жизни. При несомненном понимании ее значимости и ценности сегодня люди, поддерживая многовековую традицию, продолжают орошать почву, откуда берет начало знание истины. Углубляясь в проблемы истины, философы раскрывали перед ней различные врата: реализм, антиреализм, рационализм, конструктивный реализм и т.п., которые устойчивы и в наше время.
В России эта традиция также себя проявляет посредством поисков различных ученых, философов, поддерживающих ценность этого явления и выливающих ее в различные источники.
В Махачкале была проведена Всероссийская научно-практическая конференция под названием «Что есть истина?» по инициативе завкафедрой онтологии и теории познания Дагестанского государственного университета профессора Мустафы Исаевича Билалова. Приглашенные участники конференции собрались не только из Дагестана, мы имели честь принимать гостей из Москвы, Казани, Астрахани, Краснодара, Иркутска, Грозного, Волгограда, Пятигорска и из Азербайджана. Принимавшие участие в конференции гости освещали проблему истины с различных сторон.
В целом были подняты интересные вопросы относительно гносеологической составляющей самой философии, вопросы, отвечающие современным реалиям, придавшие конференции характер не столь теоретического значения, а сколько ключевой в разрешении проблем, охватывающих практическую жизнь наших этносов. Вечной гносеологической проблемой служит проблема истины. В докладе Эмилии Анваровны Тайсиной, профессора Казанского государственного энергетического университета, завкафедрой философии, была дана модель истины, созданная еще Боэцием. Определениями из этой модели истины может пользоваться научное познание также, так как они суть абстрактные, философские определения, находят себе применение в таких сферах культуры, как искусство, литература, поэзия, политическая, моральная и даже религиозная философия. «Ведь любая мировая религия исходит из признания объективно-реального существования (сотворенного) мира и принципиальной возможности его познания». Мы знаем, что и ортодоксальный ислам не настаивает на отстранении от внешнего объективного мира, не исходит из принципиальной непознаваемости и невозможности преобразования. Конечно, надо помнить о существовании различных концепций истины, определяющих природу ее происхождения. Сама Тайсина придерживается корреспондентской концепции истины, обусловливающей понимание ее как соответствие мысли объективной реальности (данная философская традиция приписывается Аристотелю). В выступлении профессора Вахита Хумитовича Акаева, главного научного сотрудника КНИИ РАН из Грозного, была продемонстрирована невозможность включения в процесс познания единой концепции истины. На примере естественных наук им была показана несостоятельность одностороннего ее рассмотрения, истина в естественных науках подтверждается двумя положениями – посредством опыта и согласованием, непротиворечивостью (когеренция). Например, в такой абстрактной науке, как математика, классическое определение истины неприемлемо, математическим положениям невозможно прямо найти реальные материальные прототипы. «Математическая теория считается непротиворечивой, если она обладает такими свойствами: ее аксиомы должны быть непротиворечивы, и на их основе правильно выводятся теоремы при правильном применении законов логики. Правильно доказанное положение в математике считается истиной».
Хорошо запомнился на философской конференции также Николай Васильевич Гоголь, русский писатель XIX века, в оригинальном звучании Елены Евгеньевны Завьяловой, профессора кафедры литературы АГУ из Астрахани, выделившей в его творчестве базовые концепции истины, о чем свидетельствуют его произведения. Здесь ведется речь о классифицируемости истины, субъективного, коллективного, рационалистического, интуитивного, простого и абсолютного жанров. Следование истине в «бытовом» значении, наверное, присуще всем, в этом случае истина представляется нам в свете «правды», а правда носит субъективный характер, будучи составной частью истины. Н.В. Гоголь в переписке, обращенной к сестре, пишет: «Я говорю тебе совершенную истину в эту минуту — я никого из вас еще до сих пор не люблю так, как бы я хотел любить» и т.д. Коллективная трактовка им истины носит диалектический тон, близка к майевтической теории Сократа, согласно которой объективная истина существует, но подходы к ней лежат через диалоги: «Мы позабыли, что человек так создан, что требует вечной помощи других, и что без откровенной помощи никогда не узнает вполне вещей, потому что всякий устроен иначе <…>, у всякого есть что-то, чего нет у другого… Ошибаясь в главном, он может сказать тут же вскользь важную истину, и только дружный размен и взаимная помощь могут дать возможность всем увидеть с равной ясностью и со всех сторон предмет». На каких-бы философских концепциях не росли суждения Н.В. Гоголя, не будем терять из виду саму истину духовного расположения русских душ, питаемую больше иррациональным, чувственным, религиозным свойствами, что отличает русского человека от европейца, хотя в русской культуре сочетаются элементы и восточной, и европейской культур. Так и русский писатель с годами склоняется к теологической концепции истины, провозглашающей существование неизменной истины – Бога. Профессор Завьялова преподнесла нам великого писателя, его истину в очень интересной форме, моментами цитируя его из различных источников, что выглядело компетентно в рамках данной конференции.
Наряду с тем, что конференция была проведена на всероссийском уровне, здесь имели, конечно, удовольствие принимать участие и представители дагестанской интеллектуальной среды, в частности члены дагестанского философско-интеллектуального клуба «Эпохе». Как выразил Билалов мысль о том, что книги пишутся не тогда, когда научился писать, а когда не писать их не можешь, то и многие из клуба «Эпохе» не могут не услышать погибающей или нуждающейся в оживлении истины в глазах многих непросвещенных. Среди активных участников клуба выделяются Сабир Гейбатов, являющийся руководителем клуба «Эпохе», Абдулгамид Курбанов, также ярко проявляющий себя как интеллектуал, член дагестанского философско-интеллектуального клуба и другие.
Проблематика конференции условно была разделена на две части. Кроме чисто теоретических размышлений, вниманию участников были предложены доклады, подтверждающие методологический характер концепций истины, их практическую приложимость к социальным реалиям. Можно заключить довольно-таки приятную мысль о том, что гости достаточно уважили нашу интеллектуальную элиту не только своим приездом в Дагестан для принятия участия в конференции, но и тем, что во главе затрагиваемых ими тем акцент был поставлен на локальные, имеющие место достаточно в яркой форме сегодня в Дагестане проблемы. Так, одно из выступлений на тему «Северный Кавказ: традиционализм, консерватизм или модернизм», отразило одну из явных, острых среди существующих проблем на Северном Кавказе, и не только, имеющих место в ряду самых важных для разрешения вопросов в такой форме в России с 90-х годов. Предпочтение клановых и групповых явлений, отстаиваемых в политическом процессе ультранационалистическими движениями, происходит с ослаблением контроля со стороны государственной власти, пояснил профессор Арушан Арушанович Вартумян (кафедра конфликтологии, связи с общественностью и журналистики Института международных отношений Пятигорского государственного лингвистического университета). И в доминировании концептов этнонаций, этногрупповых явлений и клановых интересов говорится о том, что республиканские этнополитические элиты еще не сформировались как цельная региональная политическая элита. Также, как правильно заметил тот же Вартумян, в организации местного самоуправления следует предусматривать и право населения на традиционные формы самоуправленческой жизни, что означает, к примеру, неуместность прививки на Кавказе либеральной демократии. Политической модернизацией назвать надлежащий политический процесс будет неуместным, тогда как, к примеру, Запад, который прошел, переходит модерн к постмодерну, что будет положительно характерно для нашего общества, с его веками устоявшимися традициями и ценностями. Отход от антимодерна к постмодернистскому пониманию действительности отвечает истине с ценностно-смысловым постижением мира.
Следуя современным постмодернистским тенденциям, выявляющим многогранность существующих явлений в себе и для других, мы непременно приходим к тому, что каждый человек, нация – суть стихийная или осознанная союзная выборка многих разнородных «текстуальных знаков». И правда: личностное ощущение принадлежности к тому или иному этнокультурному сообществу не должно противоречить параллельному ощущению принадлежности к общегражданскому союзу «нация». В русле последнего выступила завкафедрой истории и философии науки Московского государственного института индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича профессор Российского университета дружбы народов Ольга Васильевна Чистякова, которая заметила, что сущностью цивилизационного движения западных стран служит национальное государство, которое может быть будущим и для России. И Билалов пишет в соответствии с этим: «Важнейшая тенденция современности состоит в том, что на смену традиционным этносам идет становление гражданской нации (нации-государства, политической нации)». Подобным образом акцент ставится: многообразие идентификаций не упраздняет этническую культуру, язык, религиозные предпосылки существования народа. Чистякова считает, что «сохранение этнической культуры и возможность этнической идентификации людей – важнейшая задача на пути формирования нации. Эта цель всех регионов и особенно такого поликультурного субъекта РФ, как Дагестан».
Необходимо глубоко открыть в обществе ключ к общекультурным ценностям и, учитывая своеобразие общества, в котором мы проживаем, с его национальным довлеющим значением над отдельным индивидом в его выборе образа жизни и мышления, деполитизировать эту этничность, подчиняя приоритету права человека и свободы личности. Будущие преобразования при этом лежат в изменении, корректировке сознания тех, кто еще не осознал свою никчемную идентичность, лежащую в основе криминального общества перманентного состояния.
Все составляющие компоненты проведенной конференции для будущих философов оставили след и в душе студентов, магистрантов отделения философии ДГУ. Сама философская поэзия Билалова была поддержана участниками, разделявшими его воззрения, выраженные во многих творческих работах.
Надеюсь, что такие мероприятия будут нести широту в мировосприятии, мировоззрении людей, в то время, как в этом есть необходимость соотнесения человека с реальной жизнью, истину которой не оспорить никакими теориями.
Айшат Абдулгаджиева,
магистрант факультета психологии и философии ДГУ