«Говорят, что у моего народа не было ни одной своей записанной мелодии. А вы присмотритесь к изделиям унцукульцев – и услышите настоящую аварскую серебряную мелодию»
Расул Гамзатов
Унцукульская орнаментальная насечка металлом по дереву – редкая разновидность художественного ремесла, сочетающая обработку дерева с узорами из мельхиоровой или серебряной проволоки. По своей уникальности она относится к наиболее ярким видам дагестанского народного декоративно-прикладного искусства.
Унцукуль знаменит чудесными мартерами насечки, инкрустации металлом по дереву, и самое яркое созвездие представляют собой братья Газимагомедовы – Магомедали и Гамзат. Они являются потомками известных мастеров Али-Гаджи и Али-Магомеда, которые занимались ювелирным делом в селении Унцукуль еще в XVIII веке.
Впоследствии мастера тухума Газимагомедовых освоили и искусство инкрустации и насечки металлом по дереву. Рассказы аксакалов свидетельствуют о том, что мастера тухума работают в этой технике уже в 8-м поколении. Дедушка братьев Газимагомедовых Магомедали Гамзатов уже в XIX веке работал за границей. Он был непревзойденным мастером. Вместе с братом Хожол Магомедом и родственником Мусал Магомедом, знавшими русский и английский языки, ездил торговать в Бештау, Санкт-Петербург. Они были в Англии и Америке. В Вашингтоне и Нью-Йорке охотно покупали трости и курительные трубки унцукульских мастеров. По необходимости мастера украшали насечкой и американские изделия. Американцы признавали, что таких узоров в мире ни у кого нет.
Отец нынешних знаменитых унцукульских мастеров Магомедали и Гамзата – Газимагомед Алиев (1908-1980гг.) был не только самобытным художником и знатоком искусства орнаментальной насечки, но и умелым организатором производства и педагогом. Он учился в Буйнакском кооперативном техникуме, потом его направили в Кисловодск заведующим филиалом Унцукульской артели. В Великую Отечественную войну после боев при Керчи без ампутированной ноги вернулся домой, был назначен бухгалтером Унцукульской артели. Он начал обучать своих детей.
Мастерскую, которая была открыта дома, назывались «цехом Газимагомеда». Здесь обучались мастерству лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Репина Идрис Абдулаев, который 20 лет руководил Унцукульской художественной фабрикой, известные мастера, удостоенные государственных наград, — Гаджияв Абдулазизов, Гусейн Абдурахманов, Узаир Магомедгаджиев, многие другие. Газимагомед оставил своим сыновьям по комплекту инструментов мастера для инкрустации и насечки по дереву. Хранительницу семейного очага, его верную спутницу звали Халимат.
В семье Газимагомедовых было 5 братьев и 2 сестры: старший брат – лауреат Республиканской премии (ДАССР) имени Гамзата Цадасы, заслуженный деятель искусств Дагестана, кандидат искусствоведения, доктор экономических наук, член Союза художников Российской Федерации Магомедали Газимагомедов; заслуженный деятель искусств Дагестана, народный художник РФ, кандидат философских наук, профессор ДГУ Гамзат Газимагомедов; Магомед и Ахмед; Заирбек Алиев (Газимагомедов) – заслуженный деятель искусств Дагестана; и две сестры Патимат и Айшат – заслуженные работники культуры Дагестана.
Остановимся на творчестве старшего брата Магомедали. Родился он 24 апреля 1946 года в селении Унцукуль в семье потомственного мастера. В 1953 году пошел в среднюю школу.
В 1962 году, учась в школе, принимал участие в выставках, а в 1967 году стал лауреатом Республиканской премии, и в этом же году ему прйсвоили звание заслуженного деятеля прикладного искусства ДАССР. Паралельно он работал на Унцукульской художественной фабрике, где занимал должность главного художника по 1970 год.
Являясь студентом исторического факультета ДГУ, в 1968 году он поступил в ДГПИ (ныне ДГПУ) на художественно-графический факультет, где успешно совмещал творчество и учебный процесс. С 1968 по 1971 годы являлся председателем профсоюзного комитета ДГПИ и Ленинским стипендиатом.
Обладая незаурядными способностями, Магомедали Газимагомедов с 1980 по 1985годы работал директором Дагестанского художественного училища имени Джемала, впоследствии занимал руководящую должность в Научно-исследовательском институте художественной промышленности (НИИХП). Под его умелым руководством разрабатывались современные профессиональные эскизы и орнаментальные композиции изделий традиционных художественных промыслов Дагестана, возобновляются творческие экспедиции в горные районы для сбора фактологического материала.
Уже в марте 1989 года Газимагомедов защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Декоративное и прикладное искусство» на тему «Искусство художественной обработки дерева у аварцев с древнейших времен до наших дней». В 90-х годах прошлого столетия стал налаживать предпринимательскую деятельность. Далее переехал в столицу нашей Родины г.Москву, где защитил докторскую диссертацию по экономике.
Впитав с молоком матери любовь к народному аварскому искусству и воспитываясь в семье потомственных мастеров, Магомедали сквозь призму своего мироощущения отразил и возродил в своих произведениях многие забытые традиционные композиционные принципы, стойкие структуры «ишанов» своих предков.
Его фантазия безгранична. Основываясь на традиционных дагестанских изобразительных мотивах средневековья, он сотворяет доколе никем не использованные насечки и инкрустации металлом по дереву – целую серию декоративных панно «Сказочные звери и птицы», созданных на основе творческой интерпретации изобразительных сюжетов знаменитых кубачинских каменных рельефов. Сюжеты выполнены на отполированных деревянных пластинах разных размеров с помощью традиционной техники насечки и инкрустации. Предельная обобщенность, характерная для кубачинских зверей и птиц, в творческой интерпретации художника обрела еще большую условность.
Одаренный от Аллаха незаурядным талантом и имеющий прекрасный художественный вкус, Магомедали пластично комбинирует традиционную технику насечки и инкрустации, как бы оживляет застывшие кубачинские средневековые мотивы, трансформируя их унцукульской насечкой и инкрустацией.
Профессиональный художник Газимагомедов ворвался в традиционное орнаментальное искусство Унцукуля подобно «урагану» и внес в него древние стилизованные зооморфные мотивы, удачно их переработав, лаконично обыграл средневековый сюжет тонкой вязью насечки и инкрустацией.
Лучшими образцами растительного орнамента служат работы художника «Лесная симфония», «Утро в лесу», которые переносят нас в мир дагестанских сказок.
Наиболее удачным из серии работ с применением изобразительного мотива является блюдо «Осенний сад». Центральной розеткой композиции является солнце с исходящими лучами. Деревья даны в чередующемся варианте. Тончайшие полоски в сочетании с мельхиоровыми пластинками и вставками из черного рога заполняют внутреннюю часть узора. Между деревьями-спиралями и ветками проходят тонкие точечные линии узора виноградной лозы, оживляющие сцену осеннего сада.
Из четырехгранных предметов наиболее внимание привлекает большой курительный набор художника «Барсы» из 8 предметов. Все боковые стороны комплекта покрыты традиционным узором унцукульской насечки, напоминающие табачные листочки. Крышки сигаретниц, табакерок и пепельниц украшены фигурами сидящих барсов с повернутыми назад головами. В изгибах туловища, в сильных когтистых лапаx и на закрученном хвосте использованы наряду с известными нам элементами (круги, веера, птичий след, мышиный хвост, стрела) и новые, близкие к растительному узору кубачинских и гоцатлинских мастеров. Крупные мельхиоровые пластинки различных форм, использованные в местах изгиба туловища, задних лап и хвоста, придают фигурам монументальность в изображении. Орнаментальный мотив в виде дерева жизни, расположенный между фигурами барсов, является объединяющим звеном композиционного решения.
Творчество Газимагомедова – это орнаментальная симфония, фокусирующая в себе сложные композиции унцукульских ишанов и декоров, взятых из многих видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. Творчество художника олицетворяет собой совершенно новое направление в искусстве орнаментальной насечки и инкрустации металлом по дереву, произведения его насыщены изобразительными мотивами, элементами и сюжетными композициями и занимают свое место в искусстве региона.
Магомедали Газимагомедович прекрасно владеет изобразительным языком выразительности, гармонично синтезирует его с традиционным унцукульским орнаментом.
Созданные художником многие произведения, в том числе такие, как «Туры», «Птица», «Кубачинка», «Ваза», «Мудрецы», «Дракон», поднимают традиционное унцукульское искусство на новую ступень художественного развития.
Шарапудин Султанов