Новая информационная политика

Развитие телевидения и информационно-коммуникационных технологий, социальная, культурная и политическая роль средств массовой информации в последние годы приобрели такое значение, что само лицо политики, степень демократизации либерализма в обществе во многом измеряются по доминирующим в нем СМИ.

По количеству зарегистрированных СМИ Дагестан занимает одно из ведущих мест среди субъектов Юга России. У нас в республике регулярно выходят около 400 газет и журналов и вещают более ста телевизионных и радиоканалов. Значительное место в республиканском информационном пространстве занимают телерадиокомпании ГТРК и РГВК «Дагестан», общественно-политические газеты, учредителями которых являются органы государственной власти и местного самоуправления.

Помимо газет и журналов с государственным участием в Дагестане издается еще более 100 наименований частных СМИ. Все это подтверждает то, что участие СМИ в общественно-политической жизни региона достаточно обширное. А это значит, что средства массовой информации являются неотъемлемой частью социально-экономической, политической и культурной жизни республики.

Согласно экспертным оценкам, телевидение по-прежнему значительно опережает все остальные СМИ по уровню охвата аудитории. Тенденции развития современного общества таковы, что практически всю политически значимую информацию граждане получают посредством телевидения.

Сегодня практически все СМИ несут огромную ответственность перед общественным мнением и должны отдавать себе отчет в том, что они играют решающую роль в его формировании и ориентации или дезориентации, понимании роли идеологической и информационной составляющей на этом непростом этапе развития нашего общества.

Многие исследователи малого экрана ныне сходятся на том, что СМИ как общественная трибуна не только результат демократизации, но и её непременное условие, даже гарантия. Однако освоить именно эту новую роль в процессе телевизионной перестройки последних лет оказалось труднее всего.

Политический фактор – административный ресурс

По словам известного дагестанского журналиста А.Абдулгамидова, региональное телевидение является активным политическим фактором, специфической чертой которого становится его зависимость от местной власти. Особенно ярко привлечение административного ресурса проявляется в период проведения предвыборных кампаний. Число сюжетов о деятельности органов местного самоуправления и глав администрации городов и районов резко возрастает в течение нескольких месяцев до даты голосования. Причем, эта ситуация позиционируется, как информирование жителей республики о деятельности муниципальных властей.

По утверждению ряда независимых экспертов в Дагестане, государственное региональное телевидение переживает не самые лучшие времена. Решение многих проблем, обусловленных прежде всего новым пониманием роли телевидения в жизни общества, зависит сегодня непосредственно от системы и объемов финансирования. От решения этого вопроса напрямую зависит создание современного регионального телевидения, новых проектов, популярных программ, которые вызывали бы интерес у зрителей.

Зависимость от чиновников

По мнению независимых экспертов в области СМИ, в Дагестане одним из ключевых субъектов определения повестки дня в телевизионных новостях, по-прежнему, остается государство. А это значит, что зависимость региональных телеканалов от органов власти и отдельных чиновников самого высокого уровня все еще высока. Наверное, поэтому полноту и объективность освещения информационной картины политической жизни в республике, согласно анализу опроса общественного мнения, респонденты оценивают неоднозначно. Но справедливости ради необходимо отметить, что в последнее время в вопросах освещения деятельности органов власти происходят позитивные перемены. Это в первую очередь связано с новыми кадровыми изменениями в руководстве Дагестана, с новым политическим курсом Рамазана Абдулатипова. Мы видим, как меняются ситуация в политической и общественной жизни республики, формы, методы и стиль работы руководителей органов власти и управления. Меняется и отношение к СМИ. И пример доброжелательного, конструктивного сотрудничества с журналистами федеральных и региональных СМИ показывает сам глава Дагестана. За последние семь месяцев, т.е. за время руководства республикой, Рамазан Абдулатипов уже не раз принимал участие в прямом эфире республиканского телевидения, программах федеральных каналов. Такой активности, к сожалению, нет у многих руководителей министерств и ведомств, федеральных территориальных органов, служб, подразделений. И это мешает в какой-то степени движению вперед. А практика показывает, что там, где нет объективной информации, появляются разного рода слухи.

Лично я уверен, что серьезные изменения необходимы в подготовке официальных материалов с разного рода совещаний, заседаний для телевизионных информационных программ. Надо брать не количеством эфирного времени, а умением. Нельзя забывать, что любая информация, в том числе и чисто политическая, рассчитана на широкий круг телезрителей. И задача журналиста уйти в подготовке такого рода материалов от штампов.

Свобода слова или мода на «гласность»

В последние годы мода на «гласность и демократию» побудили в общественном сознании потребность в «прозрачности» озвученности любого мало-мальски значимого события. Дело, безусловно, хорошее, если оно не переходит за рамки разумной     необходимости.

А что зачастую происходит у нас в Дагестане? Очень часто во имя этой так называемой «озвученности» сегодня многие министерства и ведомства, органы федеральной, региональной исполнительной власти, муниципальных образований, различных коммерческих структур имеют свои пресс-службы. И нередко, доказывая необходимость своего существования, пресс-службы видео-документируют все нюансы жизнедеятельности руководителя и главных ведомств: куда поехал, с кем встретился, как провел ежемесячную коллегию, и очень часто направляют это, с позволения сказать, «видео» нам, дабы донести информацию о сем беспримерном трудовом подвиге до каждого жителя Дагестана.

В большинстве случаев мы отказываем в предоставлении эфира подобным передачам, пытаемся объяснить, что в республике функционирует 18 министерств, 8 комитетов, и мы при всем желании не в состоянии всем им давать эфир, тем более, что в большинстве случаев уровень информационного повода представленных материалов не выходит за рамки чисто ведомственных интересов.

Вот и получается, несмотря на новые политические веяния, желание выстроить по новому информационную политику, проблем в работе СМИ немало. Некоторые из них связаны с несовершенством законов и плохой организацией работы редакционных коллективов, отсутствием в них творческой атмосферы, с отсутствием элементарных профессиональных качеств у отдельных руководителей СМИ и просто политического чутья.

И, конечно же, актуальным в наше время по-прежнему остается вопрос наличия неофициальной цензуры и вмешательства в деятельность средств массовой информации со стороны чиновников самого разного уровня, руководителей государственных и муниципальных органов власти. По словам известного политика Евгения Примакова: «Свобода слова, гарантированная Конституцией, распространяется на возможность публикаций в СМИ материалов, критикующих руководство, но одновременно сохраняется «руководящий жезл» особенно в отношении государственных и основных частных телевизионных каналов, имеющих наибольшую аудиторию». И это в то время, когда в целом ряде принципиальных случаев игнорируется общественное мнение. Все это происходит на фоне того, когда все мы провозглашаем громко о строительстве правового демократического государства.

Так что здесь есть над чем серьезно задуматься.

Власть. СМИ. Общество

Реалии сегодняшнего дня требуют переосмысления самой природы информационного рынка. Перспективным направлением в СМИ в целом, и в электронных в частности, видится интерактивная журналистика, принципиально ориентированная на диалогичность отношений с аудиторией. Технологические возможности телевидения, радио и электронных версий газет давно позволяют перейти к такому уровню. В любом цивилизованном обществе весьма эффективно работает цепочка: Власть-СМИ-Общество. Электронные и печатные средства массовой информации доводят до власти насущные проблемы общества, которые в свою очередь она обязана решать. Контроль «снизу» и ограничения «сверху» дают возможность строить эти отношения на паритетной основе. Но если такое равновесие нарушается, то власть теряет связь с обществом, становится в его глазах нецелесообразной. И в этой связи государство должно со временем уйти с рынка СМИ, оставляя на нем минимальное количество ресурсов.

Сегодня у многих экспертов есть четкое понимание формирования нового законодательства, которое будет адаптировано к нынешним условиям функционирования прессы. СМИ должны выражать интересы народа. В этом и заключается главная идея, смысл прессы, свободно выражающей свое мнение. В каком виде ей существовать? Думаю, чтобы сохранить читателя, каждое издание должно быть познавательным, рассказывать о традициях, культуре народов, историческом прошлом и, безусловно стремиться к тому, чтобы выдерживать позицию издания, при этом высказывая самые разные точки зрения.

По мнению министра печати и информации РД Умаросмана Гаджиева, некоторые муниципальные издания необходимо объединять в холдинги, активно используя интернет-технологии, оптико-волоконную связь. Это позволит оперативно выпускать газеты и самое главное — вовремя доставлять их читателю. Это очень важно. Но здесь возникает другой вопрос. Мы должны иметь обратную связь, знать, кто что смотрит, читает? И все преобразования производить только после тщательного изучения дел на местах, анализа, проведенного экспертами в области СМИ.

Как утверждают специалисты, в структуре государственного регионального телевидения, а может быть, и Министерства информации крайне необходимо иметь специальную структуру по изучению мнения телезрителей и радиослушателей, читателей. И при подготовке любого нового проекта руководствоваться исключительно результатами социологических исследований и опросов. В последние годы зрителей больше всего интересуют социальные вопросы (пенсионная реформа, демографические проблемы, вопросы коррупции). Людям ближе то, с чем приходится сталкиваться повседневно.

Для успешного развития регионального телевидения необходимо прежде всего получить точную информацию о характере и интересах дагестанской аудитории. Первыми шагами в решении этой задачи должны стать социологические исследования. По мнению экспертов, увеличение числа художественно-публицистических, музыкальных, молодежных, детских программ (последние могут активно развиваться за счет интерактивного характера) должно привлечь большое количество телезрителей. По этому пути развиваются государственные республиканские телерадиокомпании ГТРК и РГВК «Дагестан», которые сумели в последнее время привлечь к сотрудничеству в новых проектах большой отряд активных студентов и выпускников отделения журналистики филологического факультета Дагестанского государственного университета, способных генерировать новые идеи и готовить креативные телевизионные программы.

По утверждению председателя Совета старейшин при Президенте РД Алипаши Умалатова, СМИ, особенно оппозиционные, подвергают жесткой критике состояние дел в том или ином районе, городе, деятельность глав муниципальных образований. Но по всем этим выступлениям нет обсуждений на уровне Правительства РД, нет принятых решений, нет наказаний.

Конкуренция – веление времени

Дагестанцы в последние годы избирательно подходят к выбору телевизионных передач, что обусловлено растущей конкуренцией на телевизионном рынке, когда наличие множества источников позволяет переключаться на другие каналы. Так теряется основная часть аудитории. Этот процесс неизбежен и имеет тенденцию к потере потенциальных телезрителей. Между тем научно доказано, что телевизионные каналы входят в привычку людей. Есть телезрители, которые всегда смотрят круглосуточный новостной канал или только ТНТ, или только СТС, это самый тяжелый контингент зрителей, испытывающих своего рода информационную зависимость от именно «своего» канала.

По данным социологических опросов, в Дагестане регулярно смотрит республиканские информационные программы преимущественно взрослое поколение зрителей от 40 лет. Молодежь практически не интересуется местными новостями, их больше привлекают мировые новости. Более того, главным источником получения информации для них является Интернет со своими необъятными ресурсами и возможностью интеракции.

Все это так. Но не выдерживает никакой критики то, что в отдельных районах: Магарамкентском, Дербентском С-.Стальском и других местные, муниципальные ТВ перекрывают программы ряда федеральных и республиканских каналов и тем самым лишают многих дагестанцев права на получение оперативной и объективной информации.

Дагестан — самый «молодой» субъект РФ, если исходить из соотношения молодого и пожилого поколения республики (по результатам последней переписи населения, Дагестан занимает первое место по уровню рождаемости). Следовательно, важным моментом является расширение рамок детского и молодежного вещания.

Проблем в развитии регионального телевидения и в целом СМИ немало. Немало проблем и в развитии самого Дагестана. В республике новая власть, новый политический курс. А значит, нужна и новая информационная политика. В Дагестане СМИ не только формируют духовные ценности и стереотипы поведения населения, но прежде всего выступают основными средствами удовлетворения духовных и информационных потребностей людей.

Ильман Алипулатов,
политолог, руководитель общественно-политического ТВ ВГТРК «Дагестан»,
заведующий кафедрой электронных СМИ ГУ