В актовом зале Администрации Махачкалы состоялась августовская конференция
педагогических работников. В нем участвовали министр образования и науки Дагестана Артур Далгатов, и.о. мэра Муртазали Рабаданов, его заместитель Татьяна Гамалей, начальник Управления образования города Кубзар Гуруев, 1-й зампредседателя Махачкалинского городского Собрания Адильбек Мурзаев, директора школ, их заместители и заведующие детских садов.
В начале встречи и.о. мэра сказал, что главной задачей образовательной политики страны на сегодняшний день является обеспечение высокого качества образования. И для этого им на местах необходимо мобилизовать все свои резервы, опыт и творческий потенциал.
«На современном этапе развития нашего общества образование становится основной движущей силой экономического роста. В образовательных учреждениях, расположенных на территории города Махачкалы, сегодня обучается около 67 тыс. учащихся, контингент воспитанников в системе дошкольного образования составляет 17350 детей, учреждениями дополнительного образования охвачено 13363 учащихся.
Система образования города сегодня активно изучает и внедряет передовые опыты в образовании России и зарубежья, демонстрируя инновационные идеи и направления педагогической деятельности», — отметил мэр.
Также он подчеркнул, что успешная работа в этом направлении в сочетании с потенциалом столичной системы образования позволяет ей стать лидером модернизации образования в республике.
«В системе образования столицы республики работает немало настоящих энтузиастов своего дела, талантливых людей, для которых профессия учителя стала жизненным призванием. Их опыт должен служить примером и стать достоянием всей педагогической общественности», — заметил Муртазали Хулатаевич.
Отметим, что в 2013 году 9 лучших педагогов города из образовательных учреждений №№39, 34, 30, 3, 16, 7, 29, 38, внедряющие новые образовательные программы, стали обладателями гранта Президента России за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование.
Ежегодно самые одаренные учащиеся города награждаются именной стипендией Администрации за высокие результаты в учебе и научной деятельности. В этом году этой высокой награды удостоились ученики средних школ №№38, 8, 3, 22, 39.
«Сегодня, как никогда, важно обеспечить высокое качество образования, научить детей самостоятельно мыслить, принимать решения и нести ответственность за свой выбор. Наша задача — помочь им стать достойными гражданами своей страны, республики и города. Этим требованиям соответствует реализуемая нами образовательная инициатива «Наша новая школа», смысл которой заключается в создании современной школы, способной раскрыть личность ребенка, его творческий потенциал, воспитать в детях интерес к учебе.
Конечно, сегодня еще достаточно много нерешенных вопросов, связанных с развитием столичного образования, качеством образования и воспитания подрастающего поколения. Это проблема прихода молодых педагогов, нехватки дошкольных образовательных учреждений, проблемы, связанные с проведением ЕГЭ и низкими знаниями учащихся некоторых школ по результатам ЕГЭ», — заметил градоначальник.
В 2013 году ЕГЭ в городе сдавали около 1937 выпускников образовательных учреждений. Низкие знания выпускников по результатам ЕГЭ показали образовательные учреждения №№6, 12, 32, 43, 44, 47, 49, ОСОШ №1 и интернат сирот, что обязывает педагогические коллективы в новом учебном году поднять качество образования на более высокий уровень.
«Статус педагогов в обществе надо поднять на новую высоту, — сказал М.Рабаданов. — Сегодня должны меняться и программы повышения квалификации, в зависимости от современных потребностей педагогов. Необходимо совершенствовать аттестацию педагогических и управленческих кадров, обновить квалификационные требования, где центральное место занимает профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога. Вместе с этим не должно быть излишних бюрократических препятствий для тех учителей, включая молодежь, которые хотели бы досрочно подтвердить уровень своей квалификации», — подчеркнул мэр в завершение своего выступления.
С основным докладом «Современное образование: новые стратегические ориентиры развития муниципальной системы образования» выступил Кубзар Гуруев. Он отметил, что дважды в течение учебного года осуществляется независимая диагностика и комплексная оценка академических знаний учащихся 9, 10, 11-х классов по основным предметам в форме электронного тестирования. «В этом учебном году в режиме реального времени мониторингом было охвачено 9362 ученика. На базе Дагестанского педагогического университета получили второе высшее образование по специальности «Менеджер организаций» более 30 руководителей ОУ города.
Однако в работе по управлению качеством образования имеется ряд недостатков. Контрольно-инспекционная информационно–аналитическая деятельность некоторых школ и детских садов не направлена на регулирование процессов развития и кардинальную перестройку учебно-воспитательного процесса.
Руководители ряда образовательных учреждений не уделяют должного внимания изучению и контролю эффективности управленческой деятельности своих заместителей.
Успешно реализуют многоуровневые и авторские программы средние школы №№1,13,33,35,37,52, Центр дополнительного образования детей, Центры детского творчества, Дом детского творчества и Центр эстетического воспитания «Радуга», негосударственное образовательное учреждение «Гулливер», — сказал начальник Управления образования.
Ключевой задачей, по его словам, является обеспечение достойного уровня образования во всех столичных школах. «Итоги учебного года показали, что качественный уровень предметных компетенций учащихся составляет 36%, успеваемость — 99%. Из 60026 учащихся дневных муниципальных общеобразовательных школ 59447 переведены в последующие классы, 173 школьника не достигли уровня, необходимого для полноценного освоения учебных программ, и оставлены на повторный год обучения, 446 получили осеннюю переэкзаменовку. Не закончили основного общего образования и получили аттестат 20 учащихся. Золотыми и серебряными медалями награждены 134 выпускника школ города», — отмел Гуруев.
Одним из направлений деятельности городского управления образования является реализация целевой муниципальной программы «Одаренные дети», благодаря которой ежегодно более 2,5 тыс. школьников 4-11-х классов участвуют в городских предметных олимпиадах и конкурсах. Вместе с тем, заметил Кубзар Исрапович, работа с высокомотивированными учащимися ведется не во всех ОУ. В ряде школ не продуманы механизмы вовлечения школьников в исследовательскую деятельность и недостаточен уровень профессиональной компетентности педагогов в этом направлении.
Затронул он в своем докладе и тему национальных языков. «Учитывая специфику нашего региона, значительная часть воспитательной работы построена на изучении культуры и национальных особенностей и традиций народов Дагестана.
В школах города преподается семь национальных языков с охватом 44827 учащихся. В соответствии с муниципальным планом мероприятий по реализации приоритетного проекта Президента Дагестана «Человеческий капитал» разрабатывается комплексная программа и планируется открытие воскресных школ по изучению языков народов Дагестана».
Благодаря совместной работе Управления образования с районными отделами образования и комиссиями по делам несовершеннолетних возвращены за парты 32 школьника. Сократилось число их правонарушений. «Если в 2011 году на учете ПДН состояло 66 учащихся, в 2012 году – 61 ученик, то в текущем году на учете ПДН за различные правонарушения числится 51 ученик из 16 городских школ и школы-интерната для детей сирот.
К сожалению, этот показатель не свидетельствует о высокой эффективности проводимой профилактической работы», — подчеркнул он.
В целях перевода этой работы на более высокий уровень Кубзар Гуруев предлагает повысить ответственность администрации образовательных учреждений за качество профилактической работы с учащимися, сотрудничество с реабилитационными центрами, обеспечение занятости подростков в неурочное время.
Немало внимания направлено и на организацию рационального питания детей во время их пребывания в детском саду. На ежедневные завтраки 27448 учащихся I-ой ступени обучения израсходовано 55 млн 778 тыс 448 руб.
«Продолжается работа по совершенствованию инфраструктуры, материально-технической базы, созданию комфортных условий для организации учебно-воспитательного процесса.
На 2013 год запланирован капитальный ремонт 37 школ на сумму 226 млн 418 тыс руб. Профинансировано 89 млн 836 тыс рублей. На строительство новых объектов образования выделено 74 млн 550 тыс. рублей, из федерального бюджета на строительство трех детских садов выделено 541 млн рублей», — дополнил он.
Также на конференции было отмечено, что в 2012-2013гг. Администрацией города выделено двенадцать земельных участков под строительство объектов образования.
К началу нового учебного года будет сдано в эксплуатацию муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение на 140 мест. В целях повышения уровня доступности дошкольного образования за счет перепрофилирования групп и реконструкций помещений дошкольных учреждений удалось дополнительно создать 520 мест. «К сожалению, проблема обеспечения детей дошкольным образованием не решена, охват детскими садами детей от 3 до 7 лет, проживающих в городе, составляет только 24,1%.
Понимая важность поставленных задач, каждое образовательное учреждение составит свою четкую программу действий – необходимые ресурсы для этого имеются.
В конечном итоге успех зависит от каждого педагогического коллектива, каждого руководителя, учителя и воспитателя», — подытожил свое выступление Кубзар Исрапович.
Также выступили директор гимназии №13 Муминат Муртазаева, заведующая детским садом №34 Лейла Саидова и другие.
Учитель истории гимназии №38, победитель городского и призер республиканского этапов «Учитель года 2013» Сакинат Шапиева сказала: «Современный учитель — образованный, эрудированный человек, владеющий методикой преподавания и культурой речи, знающий детскую психологию, любящий детей, обладающий чувством юмора, умеющий сопереживать».
В завершение встречи выступил министр образования и науки Дагестана Артур Далгатов. В своем выступлении он затронул тему ЕГЭ. По его словам, Дагестан имеет не самый лучший показатель по уровню проведения экзаменов. Педагоги и участники нарушают процедуру ведения и в дальнейшем должны нести коллективную ответственность за результат. Были обсуждены также вопросы школьных сайтов, учебников и школьной формы, которая поможет избежать разделения учащихся по социальному, имущественному и религиозному принципу, предупредит возникновение психологического дискомфорта среди сверстников.
«Мы светская республика, и соответственно образование в школах светское. Косынки не возбраняются, однако одежда не должно быть похожа на арабскую», — подчеркнул министр.
Приказом министра образования России Андрея Фурсенко группа работников образования города была удостоена звания «Почетный работник общего образования России».
Лейла Магомедова