Крылья над океанами

Праздник День рождения морской авиации ВМФ России ежегодно отмечается 17 июля.

Именно в этот день в 1916 году русские летчики над Балтийским морем победили противника в воздушном бою. Многие считают, что этим и было положено начало истории российской морской авиации.

Первые российские авианосные корабли были оборудованы и начали применяться в период 1910 – 1915 гг. В нашей стране до 1917 года было 16 авиационных заводов и мастерских. Многие знаменитые российские инженеры и конструкторы занимались разработкой летательных аппаратов. Нужно сказать, что именно из среды морских авиаторов вышли первые Герои СССР, а также и первый космонавт в мире.

Нужно отметить, что в российском флоте идея создания первого авианосца зародилась гораздо раньше, чем в других флотах мира. С такой инициативой первым выступил корабельный инженер капитан Л.М. Мациевич, который впоследствии стал известным русским летчиком.

Первые авиационные подразделения, которые действовали совместно с флотом, в России были сформированы в 1912—14 гг.

Уже во времена Первой мировой войны применялись подразделения гидросамолётов, которые базировались на транспорты. Они успешно вели воздушную разведку, а также использовались для бомбардировки и обстрела.

В 1918 году в стране появились регулярные части морской авиации. Они участвовали в Гражданской войне.

Но в те времена в составе морской авиации имелось только 76 гидросамолётов, которые были достаточно сильно устаревшими. Можно сказать, что морская авиация того периода времени была малочисленной и технически несовершенной.

Во второй половине 1920-х годов в СССР был увеличен ее боевой состав. Советская армия обзавелась новыми гидросамолётами — разведчики, бомбардировщики, истребители.

Особенно сильно возросло значение морской авиации к 1938—40 годам. С тех самых пор ее стали считать одной из главных составных частей ВМФ.

В довоенные годы морская авиация не только охраняла рубежи нашей страны, но и успешно участвовала в проведении и спасении полярных экспедиций.

Очень большую роль сыграла морская авиация в годы Великой Отечественной войны. Тогда она первой нанесла весомый бомбовый удар по Берлину – вражеской столице. Враг был поражен в самое сердце. Это было настолько удивительно, что наших бомбардировщиков практически никто не атаковал.

Именно морская авиация являлась самой большой угрозой для фашистов в морском бою. Морские летчики за годы этой войны совершили более 35 тысяч боевых вылетов. Они сумели уничтожить более 5500 самолетов противника. Один из героев морской авиации – наш земляк Юсуп Акаев. Он дрался в небе над Черным и Балтийским морями, сбил десятки вражеских самолетов и потопил несколько немецких кораблей. Юсуп Акаев – Герой Советского Союза.

К этому времени наша морская авиация резко выросла в количестве, очень важно, что существенно улучшилось и ее качество. Это привело к повышению ее боевых возможностей. В составе действующих флотов она насчитывала 1445 самолётов. Исключение составлял только Тихоокеанский флот. Она позволяла наносить врагу существенные потери в корабельном и судовом составе. Они более чем в два раза превышали те потери, которые нанесли все остальные силы ВМФ.

Авиация ВМФ продолжала совершенствоваться в послевоенный период. На ее вооружение поступили современные реактивные самолёты. Собственной авиацией располагают в настоящее время все 4 флота России.

Нужно сказать, что роль авиации российского флота с тех далеких времен не снизилась, а, наоборот, только еще больше возросла. Сейчас на ее вооружении находится очень сложная современная техника. Управлением и обслуживанием техники занимаются профессионалы самого высокого класса.

Морская авиация в настоящее время является одним из основных и самых манёвренных родов сил ВМФ. Ее главным предназначением можно назвать решение различных боевых задач на просторах морей и океанов. Она может действовать самостоятельно или взаимодействовать с другими родами войск.

Без участия авиации в настоящее время наш флот, в случае военных действий, не был бы способен максимально эффективно решать многие важные боевые задачи. Условно современную морскую авиацию принято делить на корабельную и берегового базирования.

Современная морская авиация отличается универсальностью, манёвренностью и мобильностью.