Под таким названием в Центре этнической культуры открылась выставка Патимат Канаевой, посвященная памяти Манабы Магомедовой. Центр является базовым учреждением пропаганды национального творчества. Не менее важная его цель – вовлечение молодежи в изучение культуры народов Дагестана и других стран. Здесь реализовываются программы и проекты в сфере межкультурного взаимодействия и поликультурного образования, гуманитарного межнационального, межрегионального и международного сотрудничества.
Это новое культурное пространство, ключевая особенность которого – подача хорошо известного и любимого старого в новом аспекте.
Учредителями Центра выступили ООО «Новые системы» в лице генерального директора Садуллаева Роберта Садиковича, а также руководители авторитетных общественных организаций. Председатель Попечительского совета – депутат Государственной Думы ФС России Гасанов Магомедкади Набиевич.
«Центр этнической культуры – двухэтажное здание, где всегда рады тем, кто любит культуру своего края, особенно если она рассматривается в контексте общемировой культуры. На первом этаже торговый зал, где представлены изделия художественных промыслов и сувенирная продукция. На втором этаже выставочно-аукционный зал. Центр занимается аккумуляцией изделий художественных промыслов Дагестана, организацией выставок, аукционов. Торговая площадка рассчитана на индивидуального мастера по промыслам, где он может выставить свою продукцию без всяких взносов и оговорок для реализации. Все, что создано руками дагестанских умельцев, будь то старинная утварь, джурабы, сундуки и многое другое, может быть представлено в этом Центре, где уже проводились подобные выставки и презентации», – рассказывает директор Центра Шахнабат Алимагомедова.
Кроме того, считает она, сохранение традиций, обрядов, народных обычаев дагестанцев стало настоятельной необходимостью. Все перечисленное, а также осуществление фольклорно-этнографических экспедиций по Дагестану требует оказания методической и информационной поддержки тем, кто серьезно и целенаправленно действует.
Художники, ткачи, ювелиры, оружейники, хореографы, гончары, музыканты и представители иных профессий – все те, кто считают себя причастными к миру искусства, проводят в стенах Центра выставки, мастер-классы, показы, перформансы, чтения и круглые столы. Кроме того, здесь каждый турист может приобрести прекрасный подарок на память.
Вот и Патимат Канаева решила выставить свои работы в стенах Центра. «Забраб. Зарбафт» — уже третья выставка, открытая в Центре этнической культуры. В ее экспозицию вошли 114 больших и маленьких композиций из тканей, составленных в технике аппликации в «картины» и заключенные в рамы. В экспозицию проекта включены также артефакты – подлинные образцы кубачинских нарядов, украшенные «забрабами» платья, головные уборы «чухта» и «каз» из личных коллекций Патимат Канаевой и Лейлы Изабакаровой. В отдельных витринах представлены куски тканей в их первозданном виде, серия старинных фотографий.
Поддержать Патимат Канаеву собрались знакомые, родственники, односельчане, в традиционных нарядах женщины и мужчины танцевали кубачинские народные танцы. Одна из участниц – коллега автора кубачинка Манаба Шахаева рассказала журналистам, что подругу поддержать пришли всем коллективом. На голове самой женщины старинный шарф, возраст которого она определяет в 50 или 60 лет, вышивка на нем ручная.
Композиции представляют собой смелую и высокохудожественную трансформацию древних вещей и традиций, ими порожденных, в совершенно новые произведения искусства со своей новой историей, новой традицией.
Природная рачительность вкупе с прекрасным вкусом позволяли кубачинкам порой из малого делать роскошные, неповторимые наряды. Но это было давно, возможно, закончилось в прошлом веке, а кусочки «драгоценных» тканей продолжали хранить в сундуках многие кубачинки.
«Одним из ценностей в горах, особенно в Кубачи, было не золото, а кусочки тканей, вышитые золотом и серебром, которые привозились из заморских стран мастерами-кубачинцами в 18-19 вв., — говорит куратор выставки, директор Первой галереи Джамиля Дагирова. – Женщины, сшив наряды из этой ткани, кусочки не выбрасывали. Они со временем превращались в своеобразные монеты, которые дарили на свадьбах, торжествах или поминках. И так эти кусочки делали не один исторический круг и становились бесценными. Порой за один кусочек забраба могли дать корову».
В семье Канаевых лоскутков оказалось много – от нескольких поколений, и само их наличие напомнило о том, как предки сшивали их в одеяла, подушки, по¬крывала. И Патимат Канаева, желая как-то это сохранить, сделала из них кар¬тины. Получилось необыкновенно красиво, трогательно и «по-старинному».
«Старинную ткань с серебром кубачинцы называли «забраб», у других да¬гестанских народов, в частности предгорного и горного Дагестана, эту ткань называли «зарбафт»… но были и «зензель махмар», «дарай», «пуруж»… Лоскуты старинных заморских тканей, столь любимых дагестанцами – это не просто куски полотна, они свидетели событий и судеб не одного поколе¬ния дагестанцев», — признается директор Первой галереи.
(Зарбафт – золотая или серебряная ткань с шелковыми, серебряными и золотыми узорами. Название ее происходит от персидского «зар» — золото и «бафт» — ткань и указывает на вывоз ее из Персии. Такие ткани тонкой выделки славились в XII в. Чухта – головной убор – прямоугольная белая хлопковая ткань, на которую нашивались лоскутки из парчи или других тканей, завязывалась на голову под каз и тем самым удерживала его, делая образ кубачинки законченным и аккуратным. Ни один волосок не выбивался из-под головного убора, что соответствовало строгим нормам, существовавшим в селе. Каз – национальный головной убор кубачинки из белой ткани (в основном маркизет), вышитый золотой или шелковой нитью.)
Патимат Канаева родом из аула Кубачи, родилась в 1954 году в г. Дальнем, в КНР, в семье военнослужащего. В доме девочки всегда царила атмосфера уважения к традициям и бережного отношения к вещам, передаваемым из поколения в поколение.
«Мама долгие годы бережно хранила старинные кусочки ткани. Взяв из груды лоскутков любой на выбор, она могла рассказать длинную и увлекательную историю о человеке, от которого пришел лоскут, – рассказывает автор Патимат Канаева. — К сожалению, обычай носить чухту в Кубачи ушел в прошлое и каз стали носить без него, удерживая на голове с помощью невидимок. Кусочки перестали раздавать на поминках и свадьбах.
У нас не принято выкидывать что-то, и когда я пришла к своей знаменитой тете, всем нам известной кубачинке, заслуженному художнику Российской Федерации Манабе Магомедовой с этими ценными кусочками тканей и спросила, что мне с этим делать, она посоветовала: «Попробуй сделать аппликации».
По словам Джамили Дагировой, с самого начала было решено, что эти работы будут напоминать в основном чухту, а две из них сделаны с использованием настоящих головных уборов. «Картины выполнены в технике тканевой аппликации, местами есть вышивка. Кроме ткани применены кораллы, жемчуг, кусочки старинных серебряных поделок, фрагменты цепочек. Особенно интересны использованные в композициях кусочки золоченой бахромы, которую обычно подшивают для отвисания каза в его конец. Интересно, что рамы большинства работ являются как бы продолжением композиции. Они оформлены тканями, покрашены в тон материала».
Будучи по профессии врачом-психотерапевтом, Патимат была удивлена, когда специалисты оценили ее работы и посчитали, что они будут интересны для публики. Види¬мо, заговорили гены творчества, которые у кубачинцев в крови.
Выставка продлится до 5 августа.
Рамина Насреддинова