Мир тесен

Всем известно, что Отечеством называют землю, на которой родился, даже если твои предки пришли издалека. Дагестан стал Родиной и многих армян.

В Дагестане они живут испокон века. Об этом свидетельствуют и научные труды по истории, и древние армянские захоронения. Надгробья с причудливой вязью встречаются на равнине и высоко в горах.

Потомки Урарту, не являясь титульной нацией, давно и прочно заняли достойное место в Стране гор, органично вписавшись в ее многонациональную семью. Армянские дедушки и бабушки современных армян приехали в Махачкалу еще в 20-е годы прошлого века. Среди них было много мастеровых людей. Они всегда славились трудолюбием, гостеприимством и интернационализмом. Старики общались на родном языке, понимая друг друга, несмотря на наличие диалектов. Жили большой дружной семьей: крестили детей, с особой пышностью сватали невест, веселились на свадьбах, провожали с музыкой сыновей в армию, сохраняли армянские традиции и обычаи.

Много утекло воды, прежде чем витавшая в воздухе идея объединения в махачкалинскую армянскую общину стала реальностью. Общественная организация «Армянский культурный центр» (АКЦ) сформировалась лишь в июне 2010 года. Подобные общины давно и успешно существуют в Дербенте и Кизляре.

Председателем Армянского культурного центра стал единогласно избранный представителями общины Константин Георгиевич Аванесов, заслуженный работник физической культуры Дагестана, вице-президент Федерации настольного тенниса республики. Будучи довольно занятым человеком, Константин Георгиевич уделяет много времени организации деятельности Центра. По его словам, создание общественной организации стало настоятельной необходимостью.
«История пребывания армян в Дагестане — неотъемлемая часть истории республики, как древней, так и современной. Армяне считают Дагестан своей родиной. Центр просто дает возможность знакомиться, общаться, дружить, вместе проводить различные мероприятия, что мы и делаем», — говорит председатель АКЦ.

Самой первой инициативой Центра стали субботники на городском армянском кладбище. Кстати сказать, в них принимали участие не только армяне. Вывозили мусор, рубили сухостой, буквально откапывали старинные могильные плиты. Трудовой десант нашел и привел в надлежащий вид памятник Аветова, одного из градоначальников Порт-Петровска, человека достойного и уважаемого горожанами. И к этому факту мы еще вернемся.

Подобные субботники уже стали традицией. На них с каждым годом приходит все больше махачкалинцев, и это не только армяне. Видимо, это и есть преемственность поколений.

Основной целью деятельности Центра его организаторы считают общение, изучение родного языка, культуры и истории, а также сохранение традиций одного из древнейших народов мира, который (и это предмет особой гордости) обзавелся письменностью еще в IV веке.

В Центре функционирует школа армянского языка. Учиться в школе могут не только армяне, но и все, кто интересуются армянским языком и культурой. Недавно начала работу театральная студия.

Создан и сайт Армянского культурного центра (www.accrd.ru), который стал площадкой общения горожан армянской национальности. На сайт активно заходят и делятся своими впечатлениями и мыслями не только армяне-махачкалинцы, но горожане разных национальностей. Здесь можно узнать обо всех планируемых и уже прошедших мероприятиях, проводимых Центром. Организаторы АКЦ предлагают всем желающим поделиться сведениями о жизни армян в Махачкале, рассказав об интересных людях или разместив на сайте старые фотографии и воспоминания.

Центр провел уже несколько чемпионатов по нардам, в которых участвовали все желающие независимо от национальной принадлежности. Состоялся первый спектакль театральной студии на армянском языке, организованы два концерта, в котором приняли участие мастера искусств армяне, и новогодние утренники для детей армянской общины.

Представители Армянского культурного центра активно участвуют в городских мероприятиях, например, в акции «Зеленый город», в рамках которой высажены сотни молодых деревьев. Городская администрация в лице Саида Амирова оказывает Центру разнообразную помощь и поддержку.

Говоря, что мы еще вернемся к факту обнаружения на городском кладбище надгробья Аветова, одного из градоначальников Порт-Петровска, мы имели в виду, что эта история имела неожиданное продолжение. Дело в том, что некоторое время назад на сайт АКЦ пришло электронное письмо от сотрудника факультета почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова Николая Андреевича Аветова, правнука того самого градоначальника. Он прислал небольшую заметку о роде Аветовых (Аветянов), к которому принадлежит он и его брат Сергей, также преподаватель МГУ.

Из дагестанских СМИ Николай Аветов узнал о захоронении на армянском кладбище в Махачкале Аветова Андрея Сергеевича, городского старосты Петровска (1904-1907 г.г.) Он предположил, что это могила его прадеда и попросил прислать фото надгробья. Он также поблагодарил представителей армянской общины, ухаживающих за могилами предков, за это благородное дело. А еще с радостью откликнулся на просьбу Центра рассказать об истории рода петровских (махачкалинских) армян Аветовых.

Отец градоначальника, прапрадед автора письма, Сергей Аветов был обер-офицером русской армии. Служил в Польше. Выйдя в отставку, уехал на Кавказ.

Городской староста Порт-Петровска Андрей Сергеевич Аветов родился в 1844 г. В 1859 он окончил полный курс наук в Бакинском уездном училище. Позднее занимал различные административные должности. Выйдя в отставку в 1890-х годах, Андрей Аветов с семьей переехал в Петровск, где и продолжил свою службу в качестве городского старосты. Вернее собрание уполномоченных Петровского городского общественного управления избрало его петровским городским старостой на 4-летний срок. В этом же году Андрея Сергеевича Аветова единогласно избрали и почетным смотрителем Петровского городского Николаевского училища.

В обязанности городского старосты, в первую очередь, входили благоустройство города, организация образования и здравоохранения. Несмотря на непростое время (первая русская революция), в 1905 году прадед добился открытия в городе первого на Кавказе трехлетнего электротехнического училища, выпускники которого служили на почтово-телеграфных станциях. К сожалению, уже после смерти старосты училище перестало получать необходимое материальное обеспечение и переехало в Харьков.

Дед Николая Аветова (Аветяна) Сергей Андреевич родился в 1889 году, в 1907 году окончил Темирханшуринское реальное училище, затем поступил в Харьковский политехнический институт, получив диплом инженера еще до революции. В 20-е годы он уехал в Ереван и женился на будущей бабушке автора электронного письма Марии Андреевне Тер-Аствацатурян. Сергей Андреевич за выдающиеся заслуги в деле проектирования и внедрения новаторских идей в мелиорации награжден медалью «За трудовое отличие».

Отец Николая Аветова (Аветяна) Андрей Сергеевич родился в 1929 г. Он окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Преподавал, являлся научным сотрудником сектора востоковедения Академии наук Армянской ССР. Затем переехал в Москву, где работал в Институте Востоковедения, Институте военной истории МО СССР, Институте истории АН СССР. Он разоблачил попытки многих историков представить Россию чуть ли ни главным инициатором начала первой мировой войны. В своих многочисленных научных работах он также отмечал прогрессивную роль России как защитницы борющихся за освобождение от османского ига болгар, сербов, греков, армян и черногорцев.

Николай Андреевич и Сергей Андреевич Аветовы (Аветяны), потомки Петровского городского старосты, уважаемого горожанами армянина, сегодня живут в Москве и гордятся, что их прадед так много сделал для жителей Порт-Петровска. Быть может, они когда-нибудь приедут в Махачкалу, которая стала частью их родословной.

Вот и выходит, что мир тесен. Армянская община Махачкалы открыта для сотрудничества и готова поддержать любые инициативы, направленные на укрепление взаимопонимания и дружбы многонационального дагестанского народа, полноправной частью которого считают и себя. Им нравится, что они много лет живут в столице Дагестана, что строят и учат, лечат и служат, и крепко со всеми народами дружат.

Ася Сергеева
(по материалам сайта Армянского культурного центра города Махачкалы, фото www.accrd.ru)