В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.Гамзатовой проходит выставка художника Рувима Мазеля «Рувим Мазель в Дагестане», на которой представлены его графические произведения, из коллекций музея ИЗО и Государственного музея искусства народов Востока, побывавшего в Дагестане в тридцатых годах прошлого века.
Художественное образование Р. Мазель получил сначала в знаменитой школе Иегуды Пэна в Витебске, где он познакомился с Марком Шагалом, затем в Петербурге в Школе Общества поо¬щрения художников, которой руководил Николай Рерих. Спустя три года он уехал в Мюнхен, где посещал мастерскую гравера Питера Хальма. В 1915 г. Мазель был мобилизован, отправлен на Восточный фронт, в результате чего впоследствии оказался в Ашхабаде. Знакомство с миром Востока произвело на художника большое впечатление и во многом определило его творческую судьбу. По его словам, в Туркмении в нем «проснулась давняя страсть к Востоку», и именно там он «впервые осознал цель своего искусства».
«В своем творчестве Рувим Мазель сумел соединить в нерасторжимое целое Восток и Запад, азиатский орнаментализм, европейский стиль модерн и авангард. В целом, творчество Мазеля — яркий пример еврейского художника, сохраняющего национальную идентичность и при этом влюбленного в иную, хотя и родственную, культуру, — рассказывает директор Музея ИЗО им. П.Гамзатовой и куратор выставки Салихат Гамзатова. — Он был потрясен необычным и притягательным миром Востока, красочным бытом туркмен и их чудесной художественной куль¬турой. В 1920 г. им и его другом художником А.Владычуком была создана художественная студия, получившая в духе времени громкое название «Ударная школа искусств Востока». Мазель стал главным педагогом и воспитал поколение молодых тур¬кменских художников. В 1925 году «по политическому доносу учеников, отчислен¬ных… за неуспеваемость» школа была закрыта, тоже в духе времени. Но еще раньше, до закрытия школы, в 1923 г. Мазель по состоянию здоровья вернулся в Москву. Од¬нако к теме Туркменистана в своем творчестве он возвращался неоднократно, по-своему трансформировав ее».
В 1925 г. в Москве открывается Музей народоведения, десять лет спустя Мазель становится сотрудником дагестанского отдела этого музея. После его командируют в Дагестан и Кабардино-Балкарию для написания заказной картины «Балкар-строй», благодаря чему происходит его знакомство с Дагестаном. В 1935 г. вместе с Евгением Шиллингом (крупным искусствоведом, автором ряда книг по культуре Дагестана) и даргинцем Расулом Магомедовым Мазель совершил путешествие по Дагестану, который показался ему сказочной страной — природа, люди, дома из разноцветных камней, пере¬ливающихся на солнце всеми цветами радуги.
В коллекции ДМИИ находятся две живописные и 39 графи¬ческих работ художника. Стоит отметить, что около 10 рисунков Мазеля из собрания ДМИИ им. П.Гамзатовой выполнены явно не в Дагестане, а, вероятно, в Таджикистане. Недагестанское происхождение этих работ подтверждают не только имена и на¬звания, указанные автором, но и сами типажи, изображенные на них.
По словам С.Гамзатовой, наиболее значимой в коллекции является серия работ, по¬священных Дагестану. «Как отмечала Н. Апчинская по поводу его произведений, созданных под впечатлением поездок на Кавказ, «наиболее интересными явились небольшие живописные и гра¬фические (в основном пейзажные) композиции и портретные зарисовки, выполненные «для себя». Именно к категории та¬ких работ относятся произведения из нашего собрания. Среди дагестанской серии работ всего десять датированных: один карандашный рисунок с изображением зурнача выполнен в лезгинском с. Ахты в 1935 г., шесть больших работ 1937 г. (пять сюжетных акварелей: «У родника», «Танец», «Сбор орехов», «Горец с кувшином», «Балхар» и один мужской портрет, выполненный пастелью), две акварели: «У родника» и «Колхозный сход» 1938 г. и одна живописная работа «Танец», датированная 1956 годом. На основании надписей на его работах известно, что он по¬бывал в селениях Гуниб, Харбук, Гапшима, Ахты и Хнов».
Наибольший художественный интерес представляют сю¬жетные работы, выполненные акварелью на больших плотных листах.
Среди сюжетных работ одна из самых экспонируемых — «Та¬нец». На графической работе запе¬чатлен сельский праздник, вероятнее всего, свадьба, где в кру¬гу танцуют лезгинку девушка в традиционной одежде и белом длинном платке и юноша в черкеске и папахе. Изящные, горде¬ливые движения танцующих, их стать удивительно гармонично сочетаются с величественным миром природы, окружающим их.
«Небольшая, но интересная группа работ Р. Мазеля, связан¬ных с Дагестаном, есть и в собрании Государственного музея ис¬кусства народов Востока, — говорит С.Гамзатова. — Это три портрета, выполненные сангиной и углем: «Аварец», «Лезгин» и «Портрет дагестанского мальчи¬ка». Они были куплены под этими названиями в 1975 г. у Д.Павло¬вой, вдовы художника. Большие со¬мнения вызывает мужской портрет, купленный у вдовы худож¬ника, под названием «Лезгин». Внешние данные изображенного на портрете человека, скорее, позволяют отнести его к другим национальностям Дагестана. Наиболее вероятно, что этот пор¬трет был выполнен в Таджикистане. Сейчас трудно сказать, чем руководствовалась вдова художника, дав название, под которым он попал в коллекцию Государственного музея искусства народов Востока».
Яркие, точные в деталях и вместе с тем поэтические рабо¬ты Р.Мазеля, запечатлевшие для нас облик неизвестных да¬гестанцев далеких 1930-х гг., события и дагестанские пейзажи того времени, — неотъемлемая часть культурного наследия, за¬ложенного российскими художниками для сохранения и станов¬ления культуры Дагестана.
Сегодня живописные и графические произведения Р. Мазеля находятся в крупнейших музеях России: Государственном музее искусства народов Востока, Государственной Третьяковской галерее, Госу¬дарственном музее искусств Каракалпакии им. И.Савицкого, в частных коллекциях, а также в ДМИИ им. П.Гамзатовой и ДГОМ им. А.Тахо-Годи.
Рамина Насреддинова