Эрпели

По преданию, первоначально аул был расположен в местности Герек. Оттуда жители переселились в местность Гентичи, построили там укрепленное селение: обнесли его валом и деревянной оградой, так как в то время часто нападали различные искатели легкой добычи, разоряя селения.

Существует предание о возникновении Эрпели.

Некогда из с. Тануси в Чиркат, а оттуда в местность Хурбек-тюбе (Нижний Каранай) переселился некий Исмаил вместе с сыном Будайчи. В те времена здесь стояли дремучие леса. В них водилась разнообразная дичь и было много благоприятных для охоты мест. Здесь Будайчи соорудил себе убежище, а в лесу расставил ловушки и самострелы. Однажды, осматривая их, он заметил: над перекладиной одного из самострелов ласточка свила себе гнездо (это считалось признаком исключительного плодородия данной местности). И он решил поселиться здесь. Постепенно вокруг его жилья стали селиться другие люди.

Будайчи отличался храбростью, мужеством и стремился окружить себя такими же людьми.

Во время охоты и других предприятий Будайчи с товарищами заходил далеко на север, доходя до тогдашних кабардинских и черкесских владений. Князья этих владений видели в нем храброго, влиятельного союзника. Его дружба с ними князьями началась с того времени, как Будайчи удалось вернуть им табун лошадей. В награду за это Будайчи получил от кабардинцев и черкесов жену и прислужниц. Подобную же услугу    оказал Будайчи и шамхалу. Никто до него не мог возвратить шамхалу угнанное стадо, лишь Будайчи удалось    сделать это.   Шамхал дал дружине во главе с Будайчи и обществу (а также селению) прозвище «Эр-пери» (примерно: храбрецы-мужчины). Отсюда — нынешнее название Эрпели.

Произошло это при следующих обстоятельствах: Будайчи на свой страх и риск, не ставя в известность шамхала и не имея на то его указания, отбил шамхальский табун. Затем с дружиной перегнал табун   под   Тарки и разбил лагерь вблизи селения, приказав своим товарищам развести шесть-семь костров. Шамхал  заметил костры, обеспокоился и послал   слуг   разузнать, в чем дело. «Скажите шамхалу,— ответили им дружинники,— что Будайчи возвращает ему стадо».

Получив такую весть, шамхал пригласил Будайчи в свой дом. Далее народное предание отмечает жестокую деталь нравов тогдашних феодальных дворов: шамхал, продолжая опасаться Будайчи, втихомолку решает отравить его.

На пиру он   велел   поставить   перед Будайчи кувшин с напитком, в который был подмешан яд. Бу¬дайчи догадывался, что напиток отравлен, но, не желая показаться трусом, выпил его. Однако не умер. На теле его была неизлечимая рана. Ночью под действием яда рана вскрылась, и яд, а также все вредное,   что   было в ране, полностью вышли наружу.

Наутро Будайчи, живой и здоровый, как ни в чем не бывало, сказал шамхалу: «У меня была рана, которая мешала мне во время боя. Ни один лекарь не мог ее излечить, твой яд сделал это. Благодарю тебя за исцеление». При этом Будайчи был настолько разгневан вероломством шамхала, что хотел убить его на месте, однако вмешательство окружающих и в особенности жены шамхала спасло последнего от смерти: Будайчи простил его.

Пристыженный шамхал спросил Будайчи, какое возмещение за зло и награду за великодушие и доброту хотел бы он получить. «Землю»,— ответил Будайчи. «Сколько?» —  спросил шамхал. «Столько, сколько можно обозреть»,— был ответ.
Шамхал и Будайчи отправились в Эрпели. Там они взошли на гору Исмаил-Тау. Перед ними открылась обширная территория.

Границы владений Будайчи были установлены от Огюзтау до р. Койсу, а на плоскости — до местности Атлан. Сюда входили и кутаны: Чубар-Арка, Кудуш, Чумегул — до самого Чирюрта. Позже на этой территории возникли селения, вошедшие в состав Эрпелинского феодального владения. Однако мир с шамхалом продолжался недолго. Вскоре Будайчи начал войну с шамхалом с целью освобождения от обязанности выплачивать ему дань, которой шамхал обложил эрпелинцев, и из-за спорных земель. На стороне Будайчи выступили и акушинцы, также желавшие освободиться от обложения данью.

После Будайчи главой эрпелинцев стал Ахмед-хан, которого в свою очередь сменил Мехти. Оба они продолжали борьбу с шамхалом. Герою, сменившему Мехти. пришлось столкнуться уже с царскими войсками. Близ Верхнего Караная расположена местность лурбуке-гух. Там жил человек по имени Гарнай-Исмаил (от его имени и произошло название «Каранай»). У этого человека было два брата (имя одного из них Даид-бек). Братья враждовали с шамхалом из-за спорных земель между Хурбуком и Кафыр-Кумухом: каждая из сторон заявляла, что земли принадлежат ей.

Однажды у шамхала был угнан большой табун лошадей. Исмаилу и его родственникам посчастливилось отбить этот табун, и они решили вернуть его шамхалу. После возвращения табуна шамхал и Исмаил помирились.

Однажды шамхал прибыл в Хурбук и посетил дом Исмаила.  Желая  отблагодарить  его  за  возвращенный табун, шамхал предложил    Исмаилу   назвать награду, которая ему больше всего    нравится. Исмаил с шамхалом вышли на Хурбук-гух, и все земли, которые можно было обозреть с горы, шамхал отдал Исмаилу.

Гарнай-Исмаил основал Верхний Каранай, его брат Даид-бек — Эрпели, другой брат  — Капчугай.

Сын Герея Уллубий, ставший после отца эрпелинским князем, часто враждовал с Гази-Магомедом и Шамилем. Во время военных действий войска Шамиля трижды брали Эрпели. Уллубий был захвачен горцами в плен, а позже казнен.
Постепенно в Эрпели оформилось феодальное владе¬ние, во главе которого стоял бий. Любопытно, что бий, его семья и потомки, которые назывались карачибеками, проживая совершенно обособленно, не входили ни в од¬но из   традиционных   кровнородственных   объединений «тайп».

Все крестьяне, даже лично свободные, находились в той или иной степени в феодальной зависимости от бия, платили ему подати — «ясак» (в то время существовал также натуральный оброк — «алим»), обрабатывали земли, принадлежащие бию ( это уже разновидность барщины).

Еще тяжелее было существование военнопленных из Грузии, Кабарды, Черкесии — так называемых «лагов», положение которых приравнивалось к рабскому.

В местности Али-Курух, в пяти километрах от с. Эрпели, в прошлом происходила продажа рабов, а также обмен и выкуп пленных.