Последние девять лет Рашид Ибрагимович Ибрагимов плодотворно трудится финансовым директором торговой компании «Люком». И если учесть, что недавно ему исполнилось 85 лет, то, согласитесь, есть чему удивляться.
Но это только на первый взгляд. Глядя на этого высокого, статного, седовласого мужчину, на то, каким уважением он окружен в коллективе, как высок и непререкаем его авторитет, сразу проникаешься особым доверием к этому человеку.
За плечами Рашида Ибрагимовича солиднейший трудовой стаж. Более 17 лет он проработал бухгалтером Дагестанской конторы Госбанка СССР, за что отмечен почетным знаком отличника этого ведомства. Затем был главным экономистом Махачкалинского рыбоконсервного комбината.
В крупнейшем главке Минводхоза СССР – «Главдагестанводстрое» — он был заместителем начальника главка по экономическим вопросам. Здесь его заслуги были оценены Почетной грамотой Верховного Совета ДАССР и присвоением звания «Заслуженный экономист Дагестанской ДАССР». Кроме того за свой доблестный труд он награжден несколькими наградами Правительства СССР, в том числе, естественно, медалью «Ветеран труда».
В Махачкале Рашид Ибрагимович живет безвыездно с 1949 года, более 63 лет. Он, выходец из Курахского района, попал в столицу Дагестана совсем молодым человеком и навсегда связал с этим городом свою жизнь. В преддверии праздника – 155-летия Махачкалы — мы попросили этого уважаемого человека поделиться своими впечатлениями о столице республики тех первых лет, которые он здесь прожил.
— Это были первые послевоенные годы, и Махачкала была хоть и главным городом Дагестана, но глубоко провинциальной, и весьма своеобразной из-за своей многонациональности. Сразу отмечу сердечное дружелюбие горожан, особенно соседей. Я с семьей более 20 лет проживал во дворе по улице Театральная, напротив тогдашнего Русского, а теперь Кумыкского театра, между улицами Буйнакского и Герцена. Здесь, в узком переулке проживали 9 семей, причем во дворе не было никаких коммунальных услуг. Общий водопроводный кран находился в глубине двора, туалет там же был один на всех. Отопление, конечно же, было печное, приходилось заготавливать уголь, дрова. Газа, естественно, не было. Пищу готовили на керогазах и керосинках, на печных плитах. Керосин привозили в бочке на осле, причем, возчик имел свою особую дудку, которой он оповещал о прибытии. И мы, и соседи тут же спешили запастись горючим.
Город, в сущности, был тогда еще небольшим. Городской транспорт — автобус – ходил только по одному маршруту: железнодорожный вокзал – фабрика им. III Интернационала (самая отдаленная точка города). Двери в автобус были деревянными, которые открывали сами пассажиры. Дети на подъеме по улице Дахадаева впрыгивали в автобус на ходу.
Территория, на которой расположен ныне Восточный рынок, была тогда покрыта камышом, почти вся – болото. Сюда мы весной и осенью ходили на охоту: здесь немало бывало перелетной птицы.
У махачкалинцев было тогда популярно во вечерам прогуливаться, особенно по улице Буйнакского, в городском саду. Люди летом гуляли допоздна, без малейшей боязни, несмотря на то, что милиции в Махачкале в ту пору было крайне мало. Люди спокойно возвращались домой заполночь.
Ходили на танцы в парк на набережной, к памятнику Сулейману Стальскому. Здесь была специальная площадка, оркестр играл популярные мелодии. Некоторые приходили сюда парами, но зачастую парни и девушки отдельно, без провожатых. На танец приглашали свободно, затем сопровождали партнершу на место. Танец, в сущности, ни к чему не обязывал, но случалось, что завязывалась дружба, а то и образовывались семейные пары.
Вообще же и днем и ночью по городу можно было ходить из конца в конец свободно, без помех.
Сейчас я часто вспоминаю те добрые отношения, которые роднили махачкалинцев, с особым чувством вспоминаю всех своих друзей молодости. – это что-то сродни ностальгии…
Как молоды мы были!
Спасибо, уважаемый Рашид Ибрагимович, за ваш рассказ. От души поздравляем Вас с достигнутым 85-летием. Желаем долгих лет жизни, здоровья и жизненной энергии.
Андрей Шмонин