Безумство храбрых

Общеизвестно, да и историки в разных источниках подтверждают, что на стороне мюридов во время Кавказской войны сражались мухаджиры – добровольно перешедшие на их сторону. Осенью 1834 года в с. Куппа, заняв окрестные аулы и отселки, имам настроил цудахарцев против наиба и мюридов. Собравшись с силами и объединившись, цудахарцы нанесли ему жестокое поражение, хотя обещанная властями подмога со стороны Казикумуха  и царских войск  не пришла. Но со временем, а именно в начале 40-х годов  XIX века, власть имама Шамиля в горах Дагестана достигла апогея. Даргинцы общества Акуша-Дарго решили поддержать имама и мюридов.

Свое решение они довели до царских властей. Даргинцы оказались в тяжелом положении: Шамиль не мог их защитить, оставалось надеяться на самих себя.  Царская власть не могла смириться  с непокорностью своих подданных. В1844 году русские войска почти полностью усмирили население Дарго и заставили покориться. В отличие от других даргинцев  в период 40-х годов и после усмирения Дарго куппинцы были полностью на стороне имама Шамиля. Мужчины ушли к мюридам, женщин, детей, немощных стариков, боясь жестокой расправы над ними, увели из села в горы. Именно этим объясняется, что есть целые поколения родственников куппинцев, которые после поражения  и пленения Шамиля не вернулись в родные края, частью иммигрировали за границу, и в большинстве своем – в Турцию.

Побывавший в Дагестане в описуемый период Евгений Марков в своем труде   «Очерки Кавказа» подчеркивает характерные в тот период  дагестанскому и вообще кавказскому мужчине качества: «Житель  Дагестана является достойным имени человека – своей твердой волей, твердыми убеждениями, твердыми речами и поступками. В нем не угас еще благородный гнев, который не позволит оскорбить себя и близкого своего никому, кто бы ни был,  как бы высоко ни стоял над оскорбленным, какие бы последствия не были от этого». 

Эти качества горца постоять за себя и за ближнего как нельзя лучше проявились во время восстания горцев Дагестана 1877 года.

После окончания Кавказской войны царское правительство провело реформу, упраздняя территориальные феодальные владения.  В 1861 году было отменено крепостное право. От ханской и бекской зависимости было освобождено более 200 тысяч человек. Но симпатии властей оставались на стороне  беков и ханов, им было представлено право выбора земли во время ее раздела.  Наиболее удобные и плодородные земли, пригодные для возделывания, отошли к ним. 

Овладев Дагестаном, его горами и долинами, колонизаторы в лице царской власти угнетали горцев. Такое положение не устраивало основную массу  населения, и в 1877 году, с началом русско-турецкой войны, в Дагестане, как и в целом на Кавказе, становится неспокойно. Спровоцированные турецкими агентами горцы выступили против колониального режима. Кульминацией стало восстание 1877-1878гг. Восстание началось 29 августа захватом Георгиевского моста гергебильцами. В тот же день  в Согратле состоялся сход, где собрались недовольные царской политикой на Кавказе, объявили «газават» и избрали имама. 30 августа начались нападения восставших на воинские укрепления и крепости. Гунибская крепость была блокирована, Казикумухский гарнизон разгромили, Ника Кади  Цудахарский захватил Хаджалмахинскую крепость. Восстанием был охвачен весь горный и предгорный Дагестан.

Новый имам ставил целью отторжение Дагестана от царской России. Восстание, продолжавшееся более пяти месяцев, распространялось и ширилось с каждым днем.  Им было охвачено более 400 аулов. Первыми из цудахарского общества выступили куппинцы. Повстанцев возглавлял сельский юзбаши Мутаъ Мамма, уроженец отселка Тилагу. К противостоянию против царизма их взывали Ника Кади Цудахарский, другой представитель джаммаата Цудахара Гази-Магомед и сын самого имама Шамиля Гази Мухаммад. В противовес им Хула Кара из Цудахара призывал горцев не браться за оружие, зная, какими силами обладал царизм, предвкушая потери горцев в этом восстании.  

9 сентября 1877г. Куппа и Цудахар дали сигнал в Даргинском округе, и 11 сентября состоялось первое столкновение – бой под Леваши, который не дал успеха восставшим. Горцы вынуждены были отступить к Хаджалмахи,  потеряв более 400 человек убитыми  и с большим количеством раненых.  Не имела успеха и вторая попытка горцев  пробиться через Кутиша-Леваши в столицу Дагестанской области г.Темирхан-Шуру и захватить город.  Им противостояли 2 батальона Кабардинского полка,  1 батальон Дагестанского  полка,   2 батальона Самурского полка и батальон Ширванского пехотного полка. Повстанцы опять отступили к Хаджалмахи. 

А 10 сентября 1877 года полковник Никашидзе с отрядом в пять батальонов, 8 орудий и 300 человек конницы стал угрожать с.Куппа. Население было выведено в безопасные места  в горы. В селе остались куппинцы и пришедшие им на подмогу повстанцы.  В полдень, когда отряд приблизился к селу, ополченцы и подмога встретили их огнем.  Сводный Самурский батальон должен был выбить  ополченцев  из садов, первому батальону поручали наступать с левого фланга, 2-ой Самурский батальон должен был прикрыть тыл отряда. Апшеронский батальон оставался в резерве, а конница должна была отрезать путь ополченцам к отступлению. Противник, заняв позиции, открыл огонь артиллерии по передовым укреплениям  ополченцев, батальоны пошли на штурм села. Силы были слишком неравны. Сопротивление горцев  было сломлено, отдельные роты сводного отряда ворвались в село, разрушая артиллерийским огнем воздвигнутые ополченцами завалы и баррикады. Они заняли хаджалмахинскую дорогу, отрезав ополченцам отступление.  Майор  Н.К. Наумов, усилив батальон резервом, повел его на очередной шторм, занял высоту у входа  в село.  Батальоны неприятеля легко овладели  аулом, сломив сопротивление горцев, сражавшихся насмерть.  В этот день защитники потеряли  около 200 человек убитыми и ранеными, 60 человек попало в плен. В их числе было много цудахарцев. Куппа был разрушен и сожжен до основания уже второй раз в течение 30-40 лет. 

Кульминацией восстания в Дагестане стала вторая половина сентября 1877 года, когда царь двинул сюда 25-тысячную армию во главе с генерал-адъютантом Лорис-Меликовым, сыгравшим роковую роль в подавлении разрозненных отрядов горцев Дагестана.

С такой же жестокостью, как Куппа, были захвачены и сожжены неприятелем сильно укрепленный  Цудахар, а  вслед  Хаджалмахи и Согратль. Руководители восстания  в Цудахаре Ника Кади, Газимагомед, Мута Мамма были казнены, 4875 вольнолюбивых горцев пополнили сибирские остроги, многие были выдворены вглубь российской империи. Многие из них умерли и похоронены на чужбине. Начался отток горцев в Турцию.

Слишком высока была цена противостояния восставших против царизма и слишком неравны были возможности и силы с обеих сторон.

Ахмед Сиражутдинов