Умение говорить правильно, произносить слова внятно дано многим, но далеко не каждому. Говорить четко и красиво на русском языке в такой многоязычной республике, как Дагестан, дело не простое. А ведь от того, как человек выскажет свою мысль, зависит многое. Недавно мы посетили интересное занятие в Дагестанском государственном педуниверситете, которое вел известный логопед Идрис Гаджиев. Светлый кабинет, доброжелательное лицо учителя, горящие любопытством глаза маленькой ученицы, старательно выполняющей упражнения, внимательные студенты, перенимающие опыт, – все говорило о рождающихся навыках красивой речи в человечке дошкольного возраста.
Логопед Идрис Гаджиев – заслуженный учитель Республики Дагестан, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доцент, профессор кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ, кандидат педагогических наук.
Он автор более 100 научных трудов и публикаций, 10 монографий, среди которых: «Нарушение речи и восстановительное обучение при афазии», «Дизартрия и реабилитационная работа», «Коррекция речи при ринолалии», «Организация речевой деятельности при заикании», «Развитие речи в условиях двуязычия», «Нарушение письменной речи». Идрис Абдулаевич автор учебников: «Психология речи», «Неврологические основы логопедии», «Теория речевой деятельности», «Теоретические и методологические основы логопедии». Работает на кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ, а также логопедом в психологической службе ДГУ «Фактор».
На протяжении многих лет и по сей день Гаджиев преподает в Дагестанском государственном педуниверситете «Психологию речи», «Логопедию», ведет рубрику в детском журнале «Лачин» («Соколенок»), публикует в журнале «Зурх1яб» («Радуга») повести и рассказы. Увлекает его и научная работа. Еще будучи студентом Московского вуза, на конкурсе студенческих научных работ он занял первое место, и его работа была удостоена «Почетной грамоты».
Он принимал участие на IV Всесоюзных педчтениях, организованных АПН СССР в
В 2003 году в Москве состоялась конференция молодых ученых, посвященная юбилею Р.Е. Левиной, куда были направлены научные статьи из 32 регионов России. Из них удостоились печати и награждения дипломами, почетными грамотами и сертификатами только 22 работы, в том числе три статьи под научным руководством Гаджиева Идриса.
В 2004 году в журнале «Логопед» он опубликовал статью «Расстройство письменной речи у детей младшего школьного возраста в условиях двуязычия».
Идрис Абдулаевич не только прекрасный человек и грамотный педагог, но еще и спортсмен. Рос он очень слабым мальчиком и уступал своим сверстникам в росте и весе. Стал заниматься спортом с десяти лет. В двенадцать лет впервые выступил на республиканских соревнованиях школьников и занял первое место в беге на
Однако бокс полностью захлестнул и завоевал его сердце. Первые успехи, болельщики, радость победы, осознание того, что стал чемпионом, все больше затягивали, и даже в зрелом возрасте не мог бросить, хотя родители и друзья были против.
— Во всем нужны упорство, стремление, труд неимоверный, разумный подход, и тогда успех будет сопутствовать вам, – говорит Идрис Абдулаевич.
Он создал программу, по которой тренируются многие молодые люди. Сотрудники о нем говорят как о прекрасном человеке, грамотном специалисте: у этого талантливого человека дела не расходятся со словом. Он не просто сотрудник, он настоящий друг, который всегда готов помочь каждому словом, делом. Он воспитал немало специалистов-логопедов. Идрис Абдулаевич энергичный человек, всегда в курсе всех событий как университета, так и республики. Не может он жить для себя, все заботится о других. Он живет по принципу «Живи для других и тебе воздаст Всевышний». Он очень многим больным после инсульта восстановил речь, многих вернул к полноценной жизни. Каждое лето к нему со всех концов республики приезжают за помощью. Приезжают из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов и навсегда остаются благодарными. Его благодарят многие родители детей, которых он избавил от речевых недугов, заикания, научил правильно говорить. Своим негромким голосом он проникает в детские души, учит их не только правильной речи, но и видеть прекрасное вокруг, учит любить и ценить мир звуков. Пока есть такие люди, как Идрис Абдулаевич, хочется лучше работать. Он является примером всем молодым сотрудникам университета.
Самое главное занятие, которое отнимает у него больше всего сил и времени, а взамен приносит удовлетворение,- это работа логопеда.
-В жизни человека есть только одно дело, которое заполняет жизнь до краев, не оставляя места ни для сожалений, ни для разочарований. Это дело — служение своей профессии, которая возводится до уровня искусства и приносит служителю высшие радости, окупает любые жертвы. Он является как бы художником, которому свойственны обыкновенные человеческие слабости.
Размышляя о жизни, Идрис Абдулаевич отметил:
— К сожалению, люди куда-то дели такое высокое чувство, как любовь. Совершенная любовь может быть только высокой, а высокая любовь не ищет «бренной награды», любить следует не ради чувственных услад, а самозабвенно. Любовь сама по себе является великой наградой. Мучения, приносимые ею, сладки, а тоска, порожденная ею, светла и чиста.
В работе педагога, как считает Идрис Гаджиев, главным является дисциплина. Дисциплина знаний — самая важная, обеспечивающая успех его воспитанникам. Самодисциплина обеспечила ему успех и как педагогу, и как тренеру. Ему не занимать знаний, чтобы быть учителем, доброты — чтобы быть воспитателем, не занимать ему и здоровья, чтобы быть и тем и другим.
Каждое утро он идет на работу пешком по привычному маршруту, часто встречает тех, кому он помог, что его вдохновляет на новые усилия в области знаний.
Одной из граней этого многосторонне развитого человека является художественное творчество. Он пишет и издает рассказы, стихи и мудрые мысли.
От сотрудников мы узнали, что скоро у Идриса Гаджиева день рождения, поэтому поздравляем его и желаем творческих успехов в нелегком труде, крепкого здоровья и долгих лет жизни.
Нинав Гаджиева
Покорителю вершин
Карьеристу на то дана –
голова,
Чтобы сети мог из лести –
плести.
И вершины словно альпинист —
покорять.
Но альпинист, взбираясь ввысь, —
знает низ.
А беда карьериста одна —
не видеть дна!
*****
Путь направлен в пустоту,
Где нет света, в темноту.
Впереди гарцует званье,
А за ним плетется знанье.
*****
Позабыл ты всех друзей, —
Пост важнейший заимев,
Но начальник ты плохой,
Если стал на нем глухой.
Задираться перестань —
Пост тебе на время дан,
Как машину напрокат —
Ты запомни этот факт!