За жизненной суетой мы не замечаем, не задумываемся, как тот или иной человек оказывается рядом с нами. Мне хочется рассказать об учительнице Адильянгиюртовской школы Людмиле Макаровне Чихрадзе. Как она оказалась в наших краях? Задаваясь этим вопросом, я решила побывать у неё в гостях.
— Родилась я в 1934 году в Нальчике в интернациональной семье: мама – русская, отец – грузин, — поведала Людмила Марковна. – В семь лет кончилось моё безоблачное детство – началась Великая Отечественная война. Всё свежо в памяти и не забывается никогда: голод, бомбёжки, отступление Советской армии, наступление фашистских войск, страх, охвативший население, эвакуация, долгие дни ожиданий весточки от отца с фронта.
Так и шли эти тревожные годы войны. И вот, наконец, победная весна 1945-го! Страна с невероятным энтузиазмом приступает к восстановлению разрушенной родины.
В 1954 году я окончила Нальчикскую школу и в этом же году поступила в Кабардино-Балкарский государственный университет на физико-математический факультет. В 1958 году была направлена по распределению в селение Адильянгиюрт Республики Дагестан. Помню горечь расставания и слёзы отца и матери, которые провожали меня, как оказалось, навсегда.
С огромным волнением молодая девушка покидала семью, родителей, родные края, милые сердцу улочки, подруг…
До распределения не имела никакого понятия и представления о том, где это большое село, какой национальности его жители, какие у них традиции, язык. Было дано комсомольское задание: полученные знания передать новому поколению. В тот период народу, победившему фашизм, возрождённому из пепла и разрухи, предстояло учиться, осваивать и продвигать вперёд науки во имя победы социализма и приближения коммунизма. По разработанной программе выпускники вузов направлялись во все уголки необъятной родины, даже в самые маленькие аулы.
В те годы много прибыло в Дагестан молодых квалифицированных специалистов: врачей, медсестёр, инженеров, строителей и др., которые оставили свой неизгладимый след в экономике, культуре, образовательной среде и в судьбах многих людей.
В 1958 году худенькая девушка Людмила Чихрадзе с волнением в глазах появилась на пороге сельсовета. Молодому специалисту выделили комнату для проживания, но вскоре возникли трудности. Людмила не умела топить печь и выпекать хлеб, в селе не было магазина, света, радио, разбитые дороги, отсутствие машин. В магазин за хлебом, бытовыми и хозяйственными мелочами приходилось преодолевать 8 км пути в соседнее село Туршунай, где был единственный магазин на всю округу. Но она не сдавалась и достойно переносила все невзгоды.
— Вспоминается с особой теплотой, как местное население приняло меня, с уважением, вниманием, — продолжает свой рассказ Людмила Марковна, — все старались всячески помочь мне, всем, чем могли, продуктами и т.д. В классах тогда не было света, в зимнее время приходилось тяжелее – быстро темнело. На каждый класс выдавалось по две лампы: одна горела в начале ряда, вторая — у последней парты. В классах также приходилось топить печи. Старшеклассники помогали рубить дрова, складировать, девушки выносили золу, растапливали печи. А после уроков расходились все по домам, изготовив самодельный факел, намочив в керосине, обсуждая по дороге новости, веселясь, мечтая, рассматривая звёзды…
Незаметно пролетели годы. Янгиюрт стал для меня второй родиной, тут я встретила свою вторую половинку. Вышла замуж, родила двух дочерей. С 1958 года и до сегодняшнего времени работаю в этой школе, из них 25 лет – завучем. С возрастом трудиться тяжело, но я не мыслю себя без любимого дела, да и время интересней и быстрее протекает в работе.
— А владеете ли Вы кумыкским языком и пошли ли Ваши дети по Вашим стопам? – спрашиваю я в процессе нашей беседы.
— Да, за годы жизни здесь я освоила этот язык, а дочери мои тоже стали учителями: одна — физики, а другая — математики, — ответила с нескрываемой гордостью моя собеседница. – Мой первый внук – моя гордость, окончил Московский технический университет, внучка тоже окончила физико-математический факультет. Уже работает, замужем в Бабаюрте. Дети второй дочери меня также радуют. Внук учится в Московском нефтегазовом университете, а младшая внучка в этом году будет оканчивать нашу Адильянгиюртовскую школу. Я очень горжусь своими детьми, внуками и внучками, рада их успехам, их образованности, ведь в новом веке не престижно быть неучем. Ведь вокруг столько всего нового, инновационного, век высоких технологий!
— Скажите, пожалуйста, как Вам видится молодёжь послевоенного времени? — поинтересовалась я.
— Воспитание тогдашней молодёжи было в тесном взаимодействии с государством: пионерия, комсомол, партия, коммунистические лозунги, положительные примеры героев войны и труда. Ещё безграничное желание всего населения жить лучше, покорение космоса, целина, БАМ, стремление к победе коммунизма. Всё это в совокупности давало свои результаты. А что говорить о молодёжи? Она в те годы стремилась к учёбе и обязательному труду, были развиты чувства ответственности, товарищества, чести и долга. Долг был важен не только перед Родиной, но и перед товарищами, коллегами, земляками. Молодёжь была трудолюбивой, старательной, послушной. При школе функционировали производственные бригады, без прогулов школьники участвовали в прополке, занимались сбором кукурузы, кормовой свеклы. Родной колхоз им. Кирова получал большую поддержку и безвозмездную помощь от школы.
— А нынешние дети, какие они? Ведь это поколение нового века, новой эры. Что скажете о них? – задала я встречный вопрос.
— Я считаю, что нынешние дети – очень умные, интересные, намного развитые, но каждый день они пользуются благами цивилизации. Большую часть времени предоставлены сами себе, что очень вредно. Чувствуют себя самостоятельными и раскрепощёнными. В то время, когда родители заняты обустройством быта, карьерой, думами о хлебе насущном, дети воспитываются телевизором, интернетом, улицей, где много негативной информации, а чтение книг, стихов, увлечение поэзией и т.д. почти не приветствуется у них.
Мне кажется, что у некоторых детей нет цели, мечты, правильного ориентира в жизни. Понятно, что время изменилось, но государство, школа и родители, прежде всего, должны влиять на формирование подрастающего поколения. Я думаю, что школьная реформа разработана совершенно неправильно. Необходимо больше времени уделять таким предметам, как русский язык, история, химия, биология, заниматься нравственным воспитанием, прививать чувства этики, эстетики. Учителя тоже мало прилагают к этому сил и стремлений, так как нет стимула, достойной материальной оценки.
Обучать и воспитывать чужих детей очень сложно и ответственно, раньше говорили, что учительский труд приравнивается к труду шахтёра, – заключила Людмила Марковна.
После нашей беседы мне немного взгрустнулось… Подумалось, почему в то непростое послевоенное время были такие люди, благородные, ответственные, отдающие всего себя профессии, во имя родины покидавшие семью и родные стены, искренне верившие в своё Отечество.
…Молодая, хрупкая девушка с достоинством выстояла в жизненной борьбе, получила признание, стала своей среди чужих, заслужив уважение и любовь многих поколений учеников и коллег. За плечами Людмилы Марковны многолетний, непростой, но славный жизненный путь яркого талантливого педагога, прекрасного человека. Она – пример профессионализма, объективности, трудолюбия для молодых учителей и для своих учеников, вложившая в умы и души детей зерна знаний, добра, усердия, трудолюбия.
В маленьком кумыкском селе Адильянгиюрт, впоследствии ставшим огромным и имеющим две школы, имя Людмилы Марковны Чихрадзе будет вписано золотыми буквами. Она по праву является достоянием родного села, родной республики! Хочется пожелать ей счастья, семейного благополучия, крепкого здоровья, долгих лет жизни, признания учеников.
Яха Заурова