Члены представительства Международного Комитета Красного Креста (МККК) в Чеченской Республике и Республике Дагестан Жак Барберис, Даниэль Мессерли, Ольга Березуева побывали в нашей редакции.
Эта организация является беспристрастной, нейтральной и независимой, чьи цели и задачи носят исключительно гуманитарный характер и заключаются в том, чтобы защищать жизнь и достоинство людей, пострадавших от вооруженных конфликтов и других ситуаций насилия, и предоставлять им помощь. МККК, основанный в 1863 г., стоит у истоков Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, руководит деятельностью Движения по оказанию международной гуманитарной помощи в ситуациях вооруженных конфликтов и других ситуациях насилия и координирует ее.
— Каковы основные задачи, которые ставит перед собой МККК на Северном Кавказе?
— Двадцать лет прошло с тех пор, как Международный Комитет Красного Креста (МККК) открыл свое представительство в Российской Федерации. За эти годы горячая волна человеческих страданий прокатилась по северокавказским республикам, полыхнув огромным костром в Чечне. Выбросила, вытолкнула, выгнала людей из домов, переселила в палатки, в места временного размещения, раскидала по всему региону. Организация, призванная оказывать помощь людям, пострадавшим от последствий вооруженных конфликтов, развернула свою деятельность, открыв офисы в Москве, Нальчике, Владикавказе, Назрани, Грозном и Хасавюрте.
Толпы вынужденных переселенцев, спасаясь от военных действий, устремились в соседние республики. МККК, работающий в разных точках земного шара и имеющий большой опыт, накопленный за полтора века работы, быстро и профессионально организовал оказание помощи пострадавшим. Велись крупномасштабные раздачи предметов первой необходимости, поставки медикаментов и оборудования в больницы, проводилась работа по улучшению санитарных условий жизни людей, оказавшихся в чрезвычайных ситуациях. Десятки тысяч человеческих судеб прошли через списки Красного Креста, получая помощь, в которой они нуждались. Десятки сотен людей до сих пор нуждаются в поддержке, несмотря на то, что ситуация поменялась и приходится сталкиваться с другими реалиями. Многие считают, что война заканчивается, когда стихают последние выстрелы. Но, к сожалению, и по прошествии нескольких лет люди продолжают испытывать серьезные последствия вооруженных конфликтов.
В их числе семьи пропавших без вести, которые постоянно ждут и надеются получить хоть какую-нибудь весточку от своих близких. В сердцах этих людей борются надежда и отчаяние – в таких семьях существуют психологические, экономические и социальные проблемы. Есть семьи, в которых матери до самой поздней ночи не закрывают калитку, в ожидании того, что сын, который вышел через эту дверь, вот-вот вернется домой. Бабушки, на чьих плечах осталась забота о внуках, потому что их отец пропал без вести; жены с детьми, которые вот уже много лет не знают, где находятся их мужья, увезенные в неизвестном направлении, тысячи людей, пытающихся найти ответ на вопрос о том, где находятся их родственники. Только в списках МККК таких семей по Северному Кавказу зарегистрировано свыше 2300.
На протяжении нескольких лет организация продолжает привлекать внимание общественности к страданиям семей пропавших без вести, напоминая местным и федеральным властям об их обязанности предоставлять родственникам информацию о местонахождении их близких. Очень часто пропавший оказывается единственным человеком, кто приносил доход в семью, и в этом случае его родные сталкиваются не только с психологическими, но и с экономическими последствиями его исчезновения. Такие семьи получают поддержку от МККК через микроэкономические проекты, которые организация предоставляет родным пропавшего, чтобы поддержать семейный бюджет. В денежном эквиваленте такой микропроект равняется сумме от 25 000 до 35 000 рублей, в зависимости от того, какой бизнес-план составит семья.
Проекты могут быть самой различной направленности; это и животноводческие, и ремесленные, и торговые, и агрономические. Семье пропавшего предоставляются материалы и оборудование для реализации проекта, закупкой которых занимается МККК. Если кому-то из членов семьи необходимы дополнительные курсы для более успешной работы, то организация предоставляет и такую возможность. Учитывая особенности региона, например, очень часто получатели подают заявки на выращивание и откорм бычков или бизнес-план на открытие теплиц с расчетом тех расходов и доходов, которые они будут иметь при реализации проекта. В течение последующих шести месяцев, начиная от момента запуска проекта, МККК продолжает наблюдать процесс работы и, в случае успешной реализации, материал и оборудование передается получателю в безвозмездное пользование. Зачастую работа приносит исполнителю не только экономическую выгоду, но и эмоционально-психологическую поддержку.
— Хотелось бы услышать о некоторых конкретных примерах помощи, оказанной вашей организацией в республиках региона.
— Курсум, матери двоих пропавших сыновей, 55 лет, но женщина выглядит гораздо старше. Та страшная ночь, с которой для их семьи начался отсчет времени ожидания известий о сыновьях, которых буквально выволокли из дома, не забудется ей никогда. Постоянные мысли, переживания, состояние неизвестности даже здорового человека могут свести с ума. " Я думаю о них днем и ночью: где они, как они, что с ними случилось, когда же мы хоть что-нибудь услышим о них…" – говорит женщина. Она обратилась в МККК с заявкой способствовать открытию теплицы, которую организация одобрила, учитывая бедное экономическое состояние семьи. Во время каждого посещения сотрудник МККК находил женщину за работой над зелеными саженцами – она полностью отдалась этому делу. "Я отвлекаюсь от своих мыслей, работая в теплице, и провожу здесь большую часть своего времени" – рассказывает Курсум.
Спорадические вспышки вооруженного насилия, продолжающиеся в северокавказском регионе, прямо или косвенно отражаются на повседневной жизни населения и очень часто имеют трагические последствия для жителей. Семьи, пострадавшие в такой ситуации, также попадают в категорию получателей МККК. В большинстве своем они состоят из женщин и детей, чей кормилец был убит, пропал без вести или случившийся инцидент ограничил его физические возможности в результате полученного ранения. Такие семьи при необходимости могут получить психосоциальную и консультативную помощь МККК, а также поддержку через микроэкономические проекты.
Магомед, 46 лет, и Баймурза, 20 лет, отец и сын вместе работали в правоохранительных органах. В результате вооруженного насилия семья потеряла обоих мужчин. На руках жены Магомеда остались пятеро детей, и все заботы о них легли на плечи женщины. Семья в одночасье потеряла двоих кормильцев и попала в категорию экономически уязвимой, что побудило мать семейства обратиться за помощью в Красный Крест. Только за 2011 год 232 семьи, пострадавшие в ситуациях вооруженного насилия в Северо-Кавказском регионе, получили разного рода помощь от организации.
Золотое правило МККК – соблюдать основные принципы своей работы вне зависимости от ситуаций, условий и характера вооруженных конфликтов. И один из основных принципов — принцип нейтральности, следуя которому, организация не принимает ничью сторону и старается приложить все усилия, чтобы облегчить участь людей, пострадавших от последствий военных действий, конфликтов и различных вспышек вооруженного насилия. МККК никогда не задается вопросом "кто прав?" или "кто виноват?" в сложившейся ситуации, это прерогатива других соответствующих органов. Поэтому проявление высшей "меры" гуманности к тем, кто оказался прямой или косвенной жертвой сложившихся обстоятельств, является принципиальным подходом в работе Красного Креста. Деятельность МККК имеет свою правовую основу, которая заключена в четырех Женевских Конвенциях и Дополнительных Протоколах к ним. Нормы и положения международного гуманитарного права, хранителем которого является Красный Крест, прописаны в этих документах. На этом и основывается мандат организации.
Другой случай. Магомед, который был задержан в связи с ситуацией на Северном Кавказе и в настоящее время находится в заключении в отдаленном регионе Российской Федерации. До того, как его старушка-мать узнала о программе семейных свиданий, которая работает в МККК, она не видела сына почти шесть лет. Попросту не было денег. И таких случаев не единицы. Нуждающимся семьям, чьи родственники были задержаны в связи с ситуацией в регионе, МККК помогает посетить близких, возмещая транспортные расходы. Если члены семьи по состоянию здоровья или каким–либо другим причинам не могут посетить своих родных, то в качестве альтернативы посещению семье предоставляется возможность отправить посылку в места лишения свободы. За последний год свыше 350 семей получили возможность увидеть своих близких, находящихся в заключении в дальних районах России.
Несмотря на то, что прошло уже много лет после того, как отгремел последний выстрел вооруженного конфликта в Чечне, в земле остались мины и неразорвавшиеся боеприпасы. Заминированные поля, раньше бывшие такими безопасными и родными, сейчас ощетинились взрывоопасным урожаем и уже давным-давно трава на них так и остается нескошенной. Количество людей, покалеченных в результате минных инцидентов в Чечне, прибавляется каждый год. Пусть не в такой геометрической прогрессии, как в военные годы, но каждый взрыв, жертвой которого оказывается человек, приносит излишние страдания в его семью и необратимые последствия для самого потерпевшего. Особенно сильно это ощущается в сельской местности, где повседневная сельскохозяйственная деятельность связана с риском из-за имеющейся минной опасности.
Центральная районная больница. Возле койки Ахмеда дежурят медсестра и все родственники. Парень держится молодцом. Ни одна черточка его лица, ни нота в голосе не выдает страданий. Восемнадцатилетнему жителю села оторвало ногу при взрыве мины. В лес весной подается добрая половина селян – упустить заработок от продажи черемши здесь считают непозволительной роскошью. Конечно, Красный Крест не занимается разминированием, но организация по-прежнему продолжает оказывать консультативную поддержку в рамках мероприятий, которые государственные структуры организовывают для школьников и работников сферы образования. А экономически уязвимые семьи, члены которых пострадали в результате подрыва на минах, также имеют возможность обратиться в МККК за помощью через микроэкономические проекты.
Рустам, будучи при исполнении служебных обязанностей, подорвался на фугасе и в результате этого случая лишился ноги и руки. Его семья состоит из шести человек: мать, отец, его жена и два ребенка, и основным доходом семьи была заработная плата Рустама. После трагедии жизнь мужчины резко изменилась. Однако надо было продолжать жить дальше, снова собраться с силами и научиться ориентироваться в новой действительности. Раньше, до работы в правоохранительных органах, Рустам вместе с отцом занимался различными сварочными и ремонтными работами. Теперь, оказавшись в таком положении и встав перед необходимостью каким-то образом кормить семью, мужчина опять решил вернуться к прежнему занятию, но теперь уже стать помощником отцу из-за своих ограниченных возможностей. Семья составила бизнес-план на получение ремотно-строительного оборудования, и, учитывая экономическую ситуацию семьи и категорию получателя, организация одобрила проект, который впоследствии получил свою реализацию.
— Красный Крест – общепринятая медицинская эмблема. Думается, именно медицинская помощь предусматривается в первую очередь.
— МККК очень часто ассоциируется с медицинской организацией, возможно из-за эмблемы красного креста на белом фоне. А дети так и называют машину Красного Креста — "Скорой помощью". Но работа, связанная с оказанием помощи медицинским учреждениям, только одно из направлений деятельности МККК. Организация имеет постоянный запас медикаментов и медицинских материалов в регионе на случай чрезвычайных ситуаций в республиках. Они предоставляются медицинским учреждениям в виде наборов для оказания экстренной помощи в случае массового поступления раненых. Один такой набор рассчитан на 25 человек. Только за 2011 год в Чечне, Дагестане и Северной Осетии было предоставлено 7 таких наборов. Параллельно МККК оказывает финансовую поддержку для повышения квалификации медсестер экстренных служб лечебных учреждений и фельдшеров скорой помощи. А дважды в год врачи Красного Креста организуют 4-х дневный курс "Экстренные врачебные действия при обширной травме" для медицинских специалистов, принимающих пациентов с различными травмами в течение первых часов. До сих пор традиционным местом проведения такого тренинга являлся Владикавказ. В апреле этого года курс будет проводиться в Махачкале. На мероприятие уже приглашены 20 медицинских специалистов из северокавказских республик.
Главным партнером МККК в регионе по-прежнему является Российский Красный Крест (РКК), который имеет свои отделения в каждой республике. МККК поддерживает некоторые программы РКК, в частности "Службу милосердия", в рамках которой по Северному Кавказу получают помощь свыше 1150 пожилых, одиноких и больных людей.
Ничего не проходит бесследно и все сделанное остается людям. Но всегда и при любых обстоятельствах МККК старается быть верным одному и тому же делу – оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Организация продолжает свою работу до тех пор, пока не будут найдены все необходимые решения. Как сказал один из делегатов МККК: "Самое лучшее время для страны – это когда Красный Крест уходит из нее". Такова уж специфика работы гуманитариев.
— Мы желаем сотрудникам Международного Комитета Красного Креста успехов в их благородной гуманитарной миссии и передаем наилучшие пожелания в связи с наступающим юбилеем этой организации – 150-летием основания МККК.
Беседовал Гусейн Кабардиев