Бывают личности яркие, с громкими именами, с призывными речами, но которых замечают и запоминают только их современники. Как правило, во втором поколении мало кто о них знает или вспоминает. Они уходят с исторической сцены вместе со своим временем. Есть и такие люди, которые становятся все ценнее, значимее и востребованее, чем больше они отдаляются от нас по времени, подобно антикварным изделиям из нетускнеющих драгоценных материалов.
Почти 200 лет назад, на заре освободительного движения горцев Дагестана и Чечни, на историческую арену в роли их духовного вождя вышел тарикатский шейх Магомед-эфенди Ярагский. В советское атеистическое время его имя и дела пытались предать забвению, о нем перестали говорить и писать, более того — учение шейха о свободе духа, о нравственном самоочищении и нетленности веры считали вредным и антиобщественным. Образно и точно об этом сказал сам Ярагский: «Факел, который Аллах зажег когда-то через своего Пророка, чтобы осветить для нас темные переулки жизни, потух; здание веры превратилось в развалины, а между нами и святостью пролегла пропасть. Я пришел, чтобы заполнить эту пропасть и вновь построить храм веры, зажечь потухший факел». Добавим, чтобы свет этого факела горел вечно, чтобы свет этот передавался из поколения в поколение. Одним из последних по времени трудов, посвященных памяти шейха, является книга трех авторов — А.З.Эфендиева, А.А.Абдулмеджидова, Г.Ш.Рустамова — под названием «Магомед Ярагский, духовное наследие и наследники», изданное в 2011 году в г. Махачкале. Книга делится на две части, В первой рассказывается о праведной жизни и деятельности М.Ярагского, во второй — о наследниках и потомках. Все три автора предложенного широкому кругу читателей труда являются прямыми потомками шейха. Этим тоже определяется скрупулезность в изучении биографии своего знаменитого предка, широкий и подробный охват его религиозно-просветительской деятельности, попытка воссоздания наиболее полного описания генеалогического древа рода Ярагского.
Одним из заметных достоинств книги является объективная оценка всесторонней жизнедеятельности этой неординарной, многомерной личности, явившей свой талант предводителя народа в труднейший период его истории. Вышеуказанная предыдущими авторами мысль о демократической составляющей учения М.Ярагского нашла доказательную базу на основании убедительных исторических фактов и свидетельств современников шейха. В рассматриваемом труде хорошо разработана тема свободы личности, се духовного раскрепощения и обязанности бороться и защищать свою свободу всеми доступными средствами.
Равенство всех мусульман, вера в единого Бога, отмена рабства, идеал любви к. Родине и национальной независимости — что может быть более святым и привлекательным для горцев? Поэтому не удивительно, что подобное учение находило отзыв в душе каждого простого человека, что объединяло всех в единое целое, готовое идти на праведную борьбу по зову своего вождя. Так и было, с какой бы стороны не оценивать прошлое.
Сказажем еще об одной особенности книги — сочетании прошлого и настоящего в том, как принимают современники факел веры, переданный великим шейхом нам в наследство. Авторы с большим тщанием и подробностями описывают все значительные мероприятия, связанные с почитанием памяти Магомед-эфенди Ярагского.
Следует признать, что век чтения, век книги, к сожалению, в прошлом. Сетовать, жаловаться по этому поводу не стоит. Нужно просто писать хорошие книги, которые обязаельно найдут своего читателя. На наш взгляд, книга «Магомед Ярагский, духовное наследие и наследники» именно из таких.
Максим Алимов