В Дагестанском музее изобразительных искусств имени П. С. Гамзатовой открылась юбилейная экспозиция, посвященная 120-летию первой русской батальной панорамы «Штурм аула Ахульго» и 155-летию ее автора – выдающегося художника конца XIX века Франца Алексеевича Рубо.
Открывая экспозицию, директор музея Салихат Расуловна Гамзатова рассказала о жизни и художественной деятельности Франца Рубо, о сложном пути поисков почти полностью исчезнувшей панорамы, о восстановлении ее фрагментов, в свое время буквально чудом сохранившихся.
Заместитель министра культуры РД Магомедрасул Магомедович Магомедрасулов говорил о большом воспитательном значении панорамы «Штурм Ахульго», о высокой ценности ее, как знакового произведения в русской батальной живописи: ведь эта панорама стала первым подобным произведением в России.
Действительный член Российской экологической Академии, профессор Гайирбек Магомедович Абдурахманов говорил о силе замысла и воплощения художника, о его ярко проявленном реализме в изображении одного из наиболее кровавых и продолжительных сражений Кавказской войны.
Доктор исторических наук Юсуп Усманович Дадаев, автор многих книг о Кавказской войне, в том числе о сражении за Ахульго, рассказал об этой наиболее кровопролитной, 90-дневной битве, ставшей, без сомнения, поворотным явлением в длительной, многолетней военной кампании в Дагестане, в противостоянии горцев под руководством великого Имама Шамиля и Царской России.
Об огромном воспитательном значении панорамы Франца Рубо говорила народный художник Грузии и России прославленная Манаба Магомедова.
Автор и куратор историко-художественного выставочного проекта «Ахульго, Дагестан, Кавказ в творчестве Франца Рубо», заведующая отделом ИЗО музея Джамиля Дагирова рассказала, как возник замысел его воплощения, какую гигантскую работу провел Дагестанский музей изобразительных искусств для того, чтобы эта экспозиция состоялась.
Франц Алексеевич Рубо (1856 — 1928) начал работать на Кавказе в 1885 году, создавая серию картин на тему Кавказской войны для военно-исторического музея «Храм славы» в Тифлисе. Нал панорамой-первой русской батальной панорамой – мастер начал работать в 1889 году, через год ее завершил. Впервые она была продемонстрирована в Мюнхене, городе, где в Баварской Академии художеств учился Франц Рубо. В следующем году – триумф в Париже, на Всемирной кустарной ярмарке. В 1896 году панорамой восторгаются россияне на художественно — промышленной ярмарке в Нижнем Новгороде. Повелением последнего российского императора панорама «Штурм Ахульго» была приобретена дворцовым ведомством и передана Военно-историческому музею «Храм славы» в Тифлисе.
В 1909 году панорама экспонируется в Севастополе, в здании павильона, где размещалась созданная Ф. Рубо другая величественная панорама — «Севастопольская битва», а затем перемещена в Санкт-Петербург, в павильон на Марсовом поле. В 1914 году, с началом первой мировой войны, было решено временно ее демонтировать, скатать в вал (панорама – 120 x 12 метров) и законсервировать в Музее Артиллерии.
В 1924 году находящаяся в запасинках этого музея панорама сильно пострадала от наводнения в Петрограде, но после осмотра была частично реставрирована.
Стараниями наркома просвещения ДАССР Алибека Тахо-Годи панорама была передана Дагестанскому краеведческому музею в 1928 году. Создать надлежащие условия для ее развертывания и даже хранения все не получалось, и было издано распоряжение: «сдать в утиль». С начала 30-х годов вплоть до 1970 года о ней забывают, тихонько разрезают холсты под новые работы различные художники тех лет. Сохраняются чудом лишь три фрагмента, которые передают в Дагестанский музей изобразительных искусств. В 1981 году в архивах Эрмитажа обнаруживают фотографию, полностью отражающую вид панорамы, какой она была представлена в 1911 году в Нижнем Новгороде.
В 1989-1991 году директор ДМИИ Патимат Саидовна Гамзатова инициировала реставрацию — художественную и техническую — трех фрагментов панорамы в объединении «Росмонументискусство» в Санкт-Петербурге, а затем их выставили в постоянной экспозиции музея в Махачкале.
В 1997 году завершено исполнение эскиз-копии панорамы в цвете (масштаб 1:10) в Студии военных художников имени Грекова в Москве. 20 октября 1997 года состоялась торжественная презентация эскиза-копии в ДМИИ в дни празднования 200- летия со дня рождения Имама Шамиля.
В зале, где сегодня демонстрируется это великое произведение, есть и другие экспонаты, повествующие о Кавказской войне. Это прежде всего работы выдающихся мастеров скульптуры П.Клодта, Е. Лансере, П.Трубецкого, современных ваятелей В.Дзанагова, Г.Гейбатова, Ш.Канайгаджиева, живописные работы самого Ф. Рубо.
В подготовке нынешнего проекта «Ахульго, Дагестан, Кавказ в творчестве Франца Рубо» дагестанцам большую помощь оказали коллеги из Музея-панорамы «Бородинская битва» (г. Москва), предоставив из своих фондов материал для репродуцирования работ «Кавказского цикла» Франца Рубо и архивные сведения о выдающемся баталисте и его творчестве, связанном с Дагестаном.
Каждое лицо героев этой панорамы неповторимо. Вглядываясь, различаешь боль и муку, страдания, отчаяние, героизм, вообще самую широкую гамму чувств людей, схватившихся в яростной битве, для многих из которых она вот-вот станет последней…
Дагестанский музей изобразительных искусств имени Патимат Саидовны Гамзатовой приглашает посетить экспозицию всех, кто интересуется историей Дагестана, высоким изобразительным искусством. В зале, где развернута юбилейная экспозиция, сотрудники музея организуют лекции и специализированные экскурсии.
От всей души говорим вам: приходите в музей – новое, подлинное открытие ждет вас здесь!
Андрей Шмонин,
фото: Рамина Насреддинова