Большая часть населения Дагестана исповедует ислам -третью мировую религию, означающую «покорность Аллаху». Возник он в VII веке в западной части Аравийского полуостро¬ва, в городах Мекка и Медина. Появление и распространение новой монотеистической религии связано с именем Пророка Мухаммада (570-632 г,г.), ставшего духовным лидером мусуль¬ман, основателем огромного государства под названием «Араб¬ский Халифат», раскинувшегося на большой территории — от Атлантического океана до Индии, куда входил и Дагестан. На¬чало проповеди ислама относится к 610 году нашей эры; она продолжалась до кончины Пророка в 632 году.
«Нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — по¬сланник его». Такова краткая формула символа веры ислама. Аллах сотворил мир, небеса и землю, ангелов, демонов, людей, растения и животных. По мусульманскому учению он призовет всех людей к своему суду: грешники отправятся в геенну — джаханнам, а праведники получат блаженство в райских садах — джанна.
Ислам утверждает, что его бог тот же самый, что и у иуде¬ев и у христиан. Однако по мусульманским представлениям, они исказили как образ бога, так и его наставления людям (на¬пример, христиане нарушили принцип единобожия, приняв концепцию троицы). Главное в мусульманстве — это строгое признание единства и единственности Аллаха, полный отказ от многобожия. В 112-ой суре главной книги ислама — «Корана» содержится формулировка этого принципа: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!» Скажи: «Он — Аллах — един, Ал¬лах вечный; он не родил и не был рожден, и не был ему равным ни один!» С этим утверждением шли к людям все пророки, в том числе и Мухаммад. Признаваемыми исламом Пророки — это персонажи Ветхого и Нового заветов (Адам, Ибрахим, Муса,Сулайман, Иса) и последний из них — Мухаммад.
Мухаммад, сын Абдаллаха и Амины, родился в 570 году в г.Мекка. В возрасте 40 лет, постясь и молясь в ближайших мек-канских пещерах, он имел контакты с представителем Аллаха -ангелом Джабраилом, который объявил ему, что Аллах избрал его своим посланником, чтобы проповедовать людям ислам и бороться против многобожия, что было осуществлено им с че¬стью и достоинством.
В 629 году мусульмане совершили из Медины первое па¬ломничество в Каабу, а в 630 году заняли Мекку, уничтожили языческих идолов и запретили паломничество всем немусуль¬манам. Пророк Мухаммад подчинил своей власти крупные оа¬зисы Северной и Западной Аравии, большинство бедуинских племен. Ислам торжествовал по всему Аравийскому полуостро¬ву, но Мухаммад наметил далеко идущие планы, направленные на расширение влияния мусульманской религии на многие страны планеты. Однако его смерть в 632 году не позволила осуществить задуманное. Это совершили его преемники — ха¬лифы Абу Бекр, Омар, Осман, Али. При них исламу были под¬чинены Египет, Северная Африка, Сирия, Ирак, Иран. Их пре¬емники продолжали завоевания, доведя границы Халифата до Китая и юга Франции.
Многочисленные народы, обладатели древних культур без какого-либо сопротивления подчинились завоевателям и в большинстве своем приняли ислам. Все они участвовали в соз¬дании новой, общей для них культуры, называемой мусульман¬ской, а также мусульманских социально-политических тради¬ций. Ислам был общей идейной основой культуры и общест¬венного устройства, он пронизывал все сферы жизни, определяя ее особенности, дал людям новые ценностные ориентиры, но¬вые надежды, определил те формы, в которых сложились фео¬дальные порядки и средневековая культура.
В статье «Гуманистическая роль ислама в системе духов¬ных ценностей народов Северного Кавказа» Р. Сефербеков и А. Пирбудагова пишут: «Ислам учит, что нет большего богатства, чем мудрость, и нет большей нищеты, чем невежество. Ислам обязывает каждого мусульманина желать друг другу мира и со¬гласия при каждой встрече. Мир тебе — «Ассалам алейкум» -наиболее часто употребляемое словосочетание в среде мусуль¬ман. Сабур — способность сдерживать гнев — одна из главных добродетелей мусульманина. Дух ислама — это в первую оче¬редь мирное стремление к истине, дух терпимости и созидания, мирного диалога».
Значительные усилия арабские завоеватели и миссионеры приложили для распространения ислама и установления своей власти на территории нынешнего Дагестана, занимавшего ис¬ключительно важное положение на Кавказе. Через Дагестан проходил единственный путь (так называемый Дербентский проход), связывавший Восточную Европу с Ближним Востоком и Передней Азией. Поэтому арабы в первую очередь захватили город-крепость Дербент — Баб-ал-Абваб, как они говорили «во¬рота ворот» Халифата. Это произошло через 11 лет после смер¬ти Пророка Мухаммада, то есть в 643-644 г„г., он был взят ара¬бами под руководством Салмана ибн Рабиа.
Но, как свидетельствуют авторы вышеуказанной книги (160-161 с), окончательно им удалось закрепиться в городе только в 685-686гг. С начала VIII в. происходит усиление араб¬ской экспансии. Арабские полководцы Джеррах, Маслама, Мерван совершили множество военных походов в различные районы Дагестана. Кроме военных походов, арабы использова¬ли другие, не менее эффективные методы: заселяли своих вои¬нов и колонистов (арабизация), снабжали их землей, подкупали местных правителей, проводили свою налоговую политику, уничтожали доисламские, зороастрийские и христианские куль¬товые здания, памятники культуры албанской и пехлевийской письменности.
К приходу арабов предки дагестанцев имели достаточно развитую культуру, сконцентрировавшую в себе лучшие дос¬тижения труда и ума многих поколений. Суровые условия пат¬риархального быта, слабость экономического развития.хозяйст¬ва создали условия для сохранения у горцев целого ряда само¬бытных и старинных верований, традиций, обычаев, обрядов. Древние дагестанцы поклонялись определенным материальным предметам (камню, роще, отдельному дереву и т,д.), строго придерживались старинных нравственных и моральных пред¬писаний, правил поведения, отсюда их фетишизм, тотемизм, магия, анимизм и аниматизм, культ умерших, культ предков. Как справедливо отмечают авторы выше упомянутой книги (с.36), «народная» религия является синкретическим сплавом разновременных и разнохарактерных домонотеистических форм религиозных верований, которые, возникая в процессе ис¬торического развития общества, не исчезали с появлением но¬вых религиозных воззрений, продолжали функционировать, со¬существуя с ними и взаимодействуя, теряя частично или полно¬стью отдельные свои элементы».
Поэтому не случайно много местных дагестанских верова¬ний и обычаев вобрал в себя ислам, однако, как известно, его утверждение в качестве официальной религии Дагестана проис¬ходило в течение долгого времени — 9 веков (с VII по XVI), ко¬гда он одержал верх над господствовавшими здесь язычеством и христианством и стал общенациональной религией. В бассей¬не реки Сулак во время строительства Чирюртовской ГЭС ар¬хеологическая экспедиция обнаружила в могильнике у селения Верхний Чирюрт оригинальную бронзовую подвеску (медаль¬он), изображающую женщину с младенцем на руках, получив¬шую название «верхнечирюртовская мадонна». Почти двадцать веков пролежала она в земле и ныне радует наших современни¬ков. Сама по себе подвеска невелика (7,Зх5,0см), и хотя изо¬бражение на ней носит несколько условный характер, обращает на себя внимание незаурядное мастерство художника, сумевше¬го передать в мелкой металлопластике образ материнства. Уче¬ные считают, что подвеска воспроизводит христианскую бого¬родицу. Это, наверное, отзвук тех дней, когда на территории Дагестана стала распространяться через Грузию и Армению христианская религия.
Как свидетельствуют специалисты, в ходе утверждения ислама в Дагестане шел двойной процесс: с одной стороны произошло поглощение мусульманской религией некоторых народных традиций, сделавшись более приемлемой для местно¬го населения, а с другой — рядом с исламом, относительно неза¬висимо от него, развивался и дошел до наших дней культ мест¬ных языческих святынь и священных мест (пиров). Несомнен¬но, что такая веротерпимость во многом способствовала попу¬лярности ислама в Дагестане.
Итак, ислам в нашем крае стал очень сложным сплавом, в котором теснейшим образом причудливо переплелись местные домонотеистические верования и обычаи со строгими нормами, установлениями шариата, идеями и обрядами ислама. По сво¬ему характеру, — утверждают ученые, — это двоеверие, где ис¬конные элементы культуры, т,е. язычества, играли важную роль в жизни горцев,1 Об этом свидетельствует наличие на террито¬рии республики около 70 особо почитаемых верующими могил. Есть в Дагестане объекты, к которым совершают ежегодное па¬ломничество многие верующие не только Дагестана, но из дру¬гих соседних зарубежных стран.
Историки и культурологи делят процесс исламизации Да¬гестана на два периода: первый — с VII по первую половину X века, когда шли религиозные войны, когда арабы огнем и мечом покоряли горцев, заставляя их отказаться от старых верований, обычаев и традиций народов. Но на каком-то этапе арабы поня¬ли, что насильственные меры не подходят к дагестанцам и по¬этому уже в восьмом веке тактика коренным образом измени¬лась: ислам принял некоторые верования и обычаи горцев, но, самое главное, он осуществил коренной крен в сторону мирного продвижения идей ислама в горы. Для этого Дербент преврати¬ли в крупнейший на Кавказе исламский религиозный центр, опорный пункт для распространения в горные районы Дагеста¬на и Северного Кавказа идей ислама и арабо-мусульманской культуры. Первый период распространения ислама в Дагестане характеризовался тем, что в основном в этом процессе участво¬вали арабские завоеватели и миссионеры. Поэтому он называл¬ся арабским периодом, который закончился внедрением идей мусульманской религии в Южном Дагестане, созданием араб¬ских поселений и некоторых центров вокруг Дербента.
Второй период — вторая половина X века — XVT век — явил¬ся исключительно результативным с точки зрения распростра¬нения ислама и арабо-мусульманской культуры на оставшихся территориях Дагестана, окончательного утверждения монотеи¬стической религии во всем Дагестане. Причем следует особо подчеркнуть, что эту большую работу проводили не приезжие арабы, а в большинстве своем местные миссионеры, естествен¬но, подготовленные в исламских центрах Дербента, позже пре¬вратившихся в «суфийские центры обучения и практики».
Есть и другие толкования этапов исламизации Дагестана. По утверждению ученой П.Ф. Рагимовой, чисто исламский этап в Дагестане охватывает период с XV века до середины XIX века — «это период господства арабо-мусульманской системы на всей территории Дагестана, дополняемой адатом как ведущим фак¬тором семейно-родового воспитания».’
Принятие дагестанцами ислама привело к важнейшему со циальному последствию: монотеистическая религия в основном положила конец домусульманским языческим верованиям и на их место выдвинула идеи мусульманской солидарности, кото¬рые сыграли важную роль в сплочении и консолидации разроз¬ненных народов в единую дагестанскую общность. Надо при этом подчеркнуть, что появлением на карте мира понятия «Да¬гестан» (не как «Страна гор», а как социально-политическое объединение) дагестанцы обязаны арабам и исламу.
Приход арабов в Дагестан, внедрение ими в жизнь мест¬ных народов монотеистической религии и достижений арабской цивилизации имели колоссальное значение в коренной передел¬ке хозяйства и культуры нашего горного края. Прежде всего следует подчеркнуть, что Дагестан благодаря им вошел в самый цивилизованный для той эпохи экономический рынок, чему способствовал ежегодно проводимый хадж — паломничество мусульман в Мекку. Это привело к расширению торговли, по¬явлению торговых центров, способствовало развитию произво¬дительных сил, ремесел, сельского хозяйства. Значительное распространение получило орошаемое земледелие. Арабские переселенцы завезли в Дагестан новые сорта сельхозкультур: винограда, марены, овощей. Широкое развитие получило садо¬водство. Все это, в конечном счете, способствовало общему подъему экономики народов Дагестана, вошедших в мусуль¬манский мир со своими товарами. Постепенно Дагестан, стал избавляться от традиционной экономической изоляции и вошел в сферу широкого и богатого мусульманского рынка.
В книге «Очерки истории арабской культуры V-XV вв.»1 рассказывается о том, чем была знаменита арабская средневе¬ковая культура. Позволю привести некоторые утверждения ав¬торов книги, имеющие важное значение для анализа арабо-мусульманской культуры в Дагестане: «Арабский язык вытес¬нил все прочие из делопроизводства центральных и местных учреждений и начал проникать в быт завоеванных народов»; «во всем Халифате началась интенсивная исламизация и рас¬пространение арабского языка, на котором был возвещен Коран и передавалось религиозно-правовое предание (Сунна)», «он постепенно становился родным для все большего числа мест¬ных жителей, которые, приняв ислам, через два-три поколения переставали отделять себя от арабов (тем более что в эту пору религиозная принадлежность зачастую значила больше, чем на¬циональная)».
«Арабский язык, оставаясь … единственным литератур¬ным языком всех исламизированных народов, … способствовал их сближению и возникновению того комплекса родственных культур, который обычно называют «мусульманской культу¬рой».
«Особенно большое значение имели научные достижения этой культуры…, разработаны новые разделы математики (ал¬гебра и тригонометрия), значительно развиты астрономия, хи¬мия, медицина и философия (не говоря уже о гуманитарных науках, имевших более узкое национальное значение). До вто¬рой половине XI в. наука на арабском языке шла в авангарде мировой культуры».
«Развиваются современная наука и индустрия, литература и искусство».
«Появилось множество книг, посвященных разным сторо¬нам арабской культуры средневековья — мусульманской идео¬логии и арабской архитектуре, философии и поэзии, градо¬строительству и астрономии, живописи и праву, — обобщающих трудов и скрупулезных монографий … во всех исследованиях … арабская культура расплывается в широком понятии «му¬сульманской культуры».
Из выше приведенных цитат становится ясно, в чем за¬ключаются достижения арабов в развитии различных отраслей культуры: арабского языка и ислама, науки, литературы, архи¬тектуры, прикладного искусства и др. Мы, конечно, благодарны им за то, что они за все время пребывания и распространения ислама в Дагестане привезли с собой выдающиеся ценности арабской культуры, на которых учились местные ученые, пере¬писчики книг, строители мечетей и мавзолеев, поэты и писате¬ли, художники, учителя, муллы, имамы и т.д.